ГлавнаяТворчествоТворческая мастерскаяХудожественная ковка

Искусство ковки известно на Руси с древнейших времен, но начало широкому его распространению было положено в XII—XIII веках — это время зарождения русского городского кузнечного ремесла. Уже тогда были созданы замечательные образцы художественной ковки. Пре­красный пример русского кузнечного искусства — шлем Ярослава Все­володовича, выкованный из одного куска железа.

В XV—XVII веках в Новгороде и Москве возникают кузнечные ре­месленные корпорации. Кузнецы селились вместе, образуя слободы (Куз­нецкий мост в Москве).
В музеях нашей страны сохранились изделия этой отрасли декора­тивного искусства. Привлекают внимание затейливые кованые светцы, подсвечники, паникадила. Искусно выполненные балконные решетки Петербурга — тоже дело рук кузнецов.
Кузнечное ремесло — не из легких. Даже обыкновенную подкову выковать и то требуется мастерство. А художественная ковка — это вы­сокое искусство. Вы убедитесь в этом, если сходите в музей или хотя бы взглянете на фотографии, которые здесь помещены.

Те из вас, кто имеет возможность поработать в кузнице, могут по­пробовать свои силы в художественной ковке.
Наиболее пригодны для художественной обработки мягкие сорта стали, содержащие до 0,13 процента углерода. Но можно брать материал с содержанием углерода до 0,22 процента.

Ковка требует специальных инструментов. В первую очередь это на­ковальня. На ее роге удобно загибать металл, а в отверстия можно вставлять шпераки — приспособления для сложнорельефной ковки, на которых выколачиваются и правятся различные элементы узора. Рубить металл следует только у основания рога, так как на закаленной части наковальни зубило быстро придет в негодность. Наковальня прочно за­крепляется костылями на невысоком дубовом чурбане.
Ручником обрабатывают металл при небольших поковках, а также указывают место, по которому должен ударять кувалдой молотобоец. Вес ручника —от 0,5 до 1,5 кг. Рабочая часть — плоская, верхняя — закругленная или заостренная в виде тупого зубила. Верхняя и нижняя части закаливаются. Длина ручки — 300—400 мм.

Кувалда-молот весит от 2 до 8 кг. Молотобоец держит кувалду обеи­ми руками. Оба конца кувалды — плоские. Рукоятка делается из легкой и прочной рябины.

Из жара поковку вынимают и удерживают клещами, имеющими самые различные формы губок — плоские, полукруглые, трубчатые. При необ­ходимости губки можно нагревать и изменять в соответствии с профи­лем поковки. Обрабатываемую деталь нужно всегда плотно и крепко обхватывать клещами.

Для пробивки отверстий служат пробойники, имеющие разнообразные сечения — круг­лые, квадратные, прямоуголь­ные. Чтобы придать поковке граненую, цилиндрическую или эллиптическую форму, ее обра­батывают в обжимке. Это при­способление имеет верхнюю и нижнюю части. Верхнюю наса­живают на деревянную ручку, нижнюю укрепляют в отвер­стии наковальни.
Для выглаживания поверх­ности изделия служат гладил­ки. Нижняя часть гладилки должна быть хорошо отшлифо­вана.
Канавки, углубления и ямки наносят подбойками самой различной конфигурации.
    
     


    
Шлем Ярослава Всеволодовича. XIII в.

Все инструменты, которые мы перечислили, показаны на рисунке. Но надо заметить, что это только основной набор. Вполне вероятно, что при исполнении какого-либо сложного замысла вам придется выковывать дополнительные ин­струменты специально для данной работы.
Множество кузнечных приемов, чередую­щихся в различной последовательности, можно свести к нескольким основным.
Раскаленную полосу гнут между штырями, вставленными в стальную плиту.
Если длину заготовки нужно уменьшить, одновременно увеличив ее поперечное сечение, деталь нагревают целиком, ставят вертикально на наковальню и, прочно удерживая щипцами, бьют кувалдой по верхнему концу. Надо сле­дить, чтобы деталь не гнулась, и периодически выравнивать ее. Эта операция называется осад­кой.
    
 

 
Светец. XIX в.
    
В иных случаях этот прием применяется не по всей длине заготовки, а только в одной ее части и называется высадкой. При высадке нагре­той оставляют лишь ту часть, которую нужно утолстить, а концы охлаж­дают в воде. Куют так же, как и при осадке.
Если нужно увеличить длину детали, уменьшив толщину, ее вытя­гивают. Прут квадратного сечения кладут на наковальню и расковывают кувалдой по всей длине, периодически поворачивая на 90 градусов. Для вытяжки круглых болванок применяют седлообразные обжимки, все время поворачивая деталь вокруг оси.

Если поковку необходимо разделить на части, ее нагревают до темно-красного цвета, кладут на наковальню и разрубают ударами молота по кузнечному зубилу. Прорубив поковку на три четверти толщины, пере­ворачивают ее и заканчивают операцию с обратной стороны. Процесс может быть ускорен, если рубить не на плоской стороне наковальни, а на подсечке, вставленной в наковальню. При этом нужно следить, чтобы закаленные острия зубила и подсечки не совпадали, иначе они повредятся.

Часто в художественной ковке деталь не прорубают насквозь, а оставляют надрубленной. Надрубленные отростки могут быть вытянуты и превращены в завитки, листья, цветки. Этот прием часто используют при изготовлении оград.
Если толстой заготовке придают изогнутую форму, в месте изгиба она становится тоньше. Это можно предупредить, предварительно высадив изгибаемый участок.
Изогнуть деталь под углом можно на ребре наковальни или вставив конец заготовки в отверстие наковальни. Нагревать при этом нужно только изгибаемый участок.
    
   


    
Инструменты для художественной ковки.
    
Хороший декоративный эффект дает скручивание стержня. Один конец нагретого прутка зажимают в тиски, другой продевают в отвер­стие воротка и скручивают. Иногда скручивают несколько прутков вме­сте. Это называется свивкой. При свивке железо следует нагревать до ярко-красного или даже желтого цвета, чтобы избежать трещин и раз­рывов.
Завершенную деталь можно выгладить гладилкой. Гладилку посте­пенно перемещают по металлу, после каждого перемещения следует удар кувалдой или ручником.

Одна из заключительных операций — насекание узора, если он необ­ходим по замыслу. На заготовку могут быть нанесены зубилом штрихи, ломаные линии, сетка, шрифт, изобразительные сюжеты. Плоскость при этом должна быть относительно ровной. Насечка может быть выполнена подбойками и пуансонами, имеющими на рабочей части нужную фактуру.
 



По этой теме читайте на сайте :

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.