ТРАВЛЕНИЕ
    
      
    
Художественное травление металла впервые стали применять средне­вековые оружейных дел мастера. Украшения на их изделиях не уступа­ли тем, что выходили из-под рук искусных ювелиров. Травлением ору­жейники заменили один из трудоемких процессов — ручную гравировку, не утратив при этом прежних художественных качеств.

Техникой травления можно воспроизвести рельефный или углублен­ный орнамент, сюжет, текст на любом металле. Сейчас существуют два способа травления — химический и гальванический.
 Гальванический спо­соб проще, потому что раствор электролита не выделяет вредных для здоровья газов, которые неизбежны при химическом способе, и эффектив­нее, так как контуры вытравленного рисунка получаются более четкими.

Чтобы заняться гальваническим травлением, нужно обзавестись источ­ником постоянного тока напряжением 4—7 в и сделать ванночку из изолирующего материала для электролита — ее устройство видно на ри­сунке.
Электролит — это насыщенный водный раствор железного или мед­ного купороса. Первый предназначен для стали и железа, второй — для меди, латуни, бронзы.

Можно также применять насыщенный раствор поваренной соли. Вода во всех случаях желательна дистиллированная.
К металлической заготовке перед травлением необходимо припаять оловом медную проволоку с согнутым кольцом. Придерживая за кольцо, опустите заготовку в подогретый до 50 градусов десятипроцентный раст­вор едкого натра минут на пять.
    
    
  


    
Устройство ванны для травления.
    
Затем перенесите в пятнадцатипроцентный раствор серной кислоты на одну-две минуты, после этого хорошень­ко промойте в горячей воде. Заготовка обезжирена.
Теперь приготовьте мастику. Расплавьте в жестяной коробочке или банке 4 части вара, 2 части канифоли, 3 части воска и помешивайте, пока не получится однородная масса. Остывшую мастику разрежьте на небольшие кусочки и каждый заверните в прочную нетолстую ткань. У вас получатся своеобразные тампоны. Водите тампоном по поверхности чуть подогретой заготовки, слегка надавливая, и металл покроется тон­ким равномерным слоем мастики. Заготовку нужно покрыть мастикой всю.

Когда слой мастики затвердеет, на него наносят и аккуратно расти­рают пальцем белую или желтую акварельную краску. На загрунтован­ную таким образом поверхность карандашом наносят рисунок или текст. Острым ножичком и иголками выскабливают мастику в тех местах, где по замыслу должны быть углубления.

Подготовленную таким образом заготовку поместите в электролит, подвесив за кольцо к штанге с клеммой «плюс». Это анод. К катоду (знак «минус») подвесьте пластинку из любого металла и подключите ток.
    
Если необходима различная глубина травления, изделие время от времени извлекайте из раствора и кисточкой покрывайте мастикой те места, которые достаточно протравились. Добившись желаемого резуль­тата, отключите ток, отпаяйте проволоку, промойте изделие скипидаром и приступайте к окончательной отделке — шлифовке, полировке.

Если по творческому замыслу необходима более декоративная отдел­ка, можно применить нитроэмаль различных цветов. Обезжирьте изде­лие бензином, потом равномерно заполняйте эмалью вытравленные уча­стки. Сушите эмаль иод электролампой, следя, чтобы на краску не по­падала пыль.

Oтделывая вещь, попробуйте свои силы и в таушировании — это ин­крустация металла другим металлом — мягким, пластичным, контраст­ным по цвету.
Протравите в изделии канавки глубиной и шириной 0,7 — 1 мм. Возь­мите медную проволоку (а если изделие выполнено из меди, то алюми­ниевую) сечением на одну пятую больше вытравленной канавки. Ото­жгите проволоку (алюминиевую отжигать не надо) и вбивайте ее в ка­навку, ударяя молотком по пуансону, торец которого должен соответ­ствовать ширине канавки, чтобы на изделии не осталось забоин.
Окончив тауширование, отшлифуйте изделие до блеска и, предвари­тельно обезжирив, покройте лаком — он предохранит металл от коррозии.  



По этой теме читайте на сайте :

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.