ГлавнаяДамская комнатаВыращивание БонсайСтили японского бонсай

Как объект медитации бон­сай изначально предназна­чен для того, чтобы при его созерцании человек почув­ствовал себя близким к си­лам природы. Различные стили бонсай либо имитиру­ют натуральные образцы, либо символизируют силы природы.

Копии натуральных де­ревьев Хорошо. сформиро­ванный бонсай должен вы­глядеть так, как могло бы выглядеть большое дерево в природных условиях. Если вы смотрите на бонсай на фоне ландшафта, прикрой­те сосуд, и у вас должно со­здаться впечатление, что это деревце – часть ланд­шафта. Правда, при этом придется допустить, что бонсай не имеет такого мно­жества ветвей, как большое дерево, а его листочки или иголки совсем крошечные в соответствии с масштабом уменьшения. Поэтому бон­сай не точная копия, а ско­рее абстракция натурально­го дерева.

Бонсай культивируют в плоской емкости или в вы­соком сосуде. Плоская чаша соответствует площадке на скале или на лугу. Высокие сосуды, используемые для создания каскадов, имити­руют скалу, из которой вы­ступает дерево.

Ниже представлены основ­ные стилистические формы японского бонсай. Назва­ния приводятся японские и в переводе на русский язык, дается их символическое или философское значение. Форма леса (Ёсе-уэ) «Ше­лест листвы – тишина в ле­су».

• Образец: лесистый ост­ров, плоская вершина ска­лы или роща посреди поля. У крайних деревьев группы ветви почти до земли; у тех, что в середине, – голые стволы (ветви отмирают из-за недостатка света) и пло­ские кроны.
• Бонсай: минимум 5 де­ревьев согласно квадрату Ло-Шу и последовательно­сти Фибоначчи сажают с различными интервалами и отдельными группами. В Японии при этом использу­ют деревья одного вида. В «смешанном лесу» вы може­те комбинировать деревца с одинаковыми требования­ми по уходу.

Раздвоенный ствол (Сокан)

«От одного корня мы стре­мимся к свету» (фото, с. 11).
• Образец: ива и ольха у ру­чья или пиния у Средизем­ного моря могут принимать такую форму. Два семени проросли рядом; кроны взрослых деревьев требуют большего пространства, и стволы постепенно с воз­растом, в процессе разви­тия расходятся.

Стили японского бонсай
    
• Бонсай: такая аранжиров­ка очень динамична и ожив­ляет помещение. Для нее вы­бирают 2 растения различ­ной высоты и толщины ство­лов. Японцы называют та­кие группы «Мужчина и жен­щина» (если второй бонсай лишь немножко изящнее), а также «Мать и дитя». Мой совет Деревья Сокан формируются из двух от­дельных экземпляров, по­саженных вплотную один к другому. Чтобы стволы почти касались друг друга,
корневой ком каждого рас­тения разрыхляют в месте их соприкосновения, в ре­зультате чего корни растут в обе стороны. Потом оба дерева плотно прижима­ют одно к другому и фик­сируют проволочной пет­лей, обхватывающей их у корневой шейки. Прово­локу удаляют через полго­да, иначе она врастет в стволы.

Строго вертикальная форма (Тёккан) «Величие» ( фо­то, с. 10).

• Образец: если дерево в просторном парке или на пастбище хорошо освещено со всех сторон, оно растет медленно в высоту, раски­дывая ветви вольно во все стороны, и вырастает рос­кошным, осанистым экзем­пляром с мощной кроной и толстым стволом. Под его кроной на пастбище отды­хает скот.

Стили японского бонсай
• Бонсай: чтобы создать впечатление богатырского роста, используют деревья с массивным у основания стволом. Нижняя треть ствола свободна от ветвей. Емкость для посадки долж­на быть скромной, простой формы, хорошо устойчи­вой.
Свободная вертикальная форма (Моёги) «Веселый ху­дожник в жизни» ( фото, с. 12).

Стили японского бонсай
• Образец: в Европе такую форму часто принимает медленно растущий граб. Если его перерастает сосед­нее, более проворное дере­во, граб отклоняется в стороны, чтобы получить луч­шее освещение. Со време­нем ствол дерева приобре­тает изогнутую форму, отра­жающую его умение приспо­сабливаться к различным жизненным ситуациям.
• Бонсай: дерево элегант­но изгибается в стремлении к свету. Нижняя, доминиру­ющая ветвь располагается сразу над первой третью об­щей высоты. Верхушка кро­ны находится на одной вер­тикали с местом выхода ствола из земли. Наклонный ствол (Сякан) «Я еще долго не упаду» ( фото, с. 13).

Стили японского бонсай
• Образец: такие деревья можно увидеть на берегах рек и ручьев, а также на кру­тых откосах. Дерево почти обрушилось вниз в силу ка­кого-то природного явле­ния, но сумело задержаться на полпути.
• Бонсай: эта форма симво­лизирует волю к жизни. Нижняя часть бонсай на­клонена, в экстремальном варианте лежит на земле. Верхняя часть распрями­лась и растет вертикально вверх. Наружные ветви рас­тут горизонтально.
Мой совет Эту форму можно с успехом создать из расте­ний, которые выросли при одностороннем освещении. Сначала их пересаживают в таком виде в больший сосуд, чтобы верхушка выпрями­лась. Потом с помощью про­волоки придают горизонтальное положение и, если нужно, укорачивают. И, на­конец, ставят будущий бон­сай на светлое место, регу­лярно поливают, подкарм­ливают и обрезают слиш­ком длинные боковые ветви раз в 10 недель. Примерно через год крона становится похожей на бонсай. Теперь можно в первый раз обраба­тывать корни: половину почвы с земляного кома ос­торожно удаляют щеточ­кой, корни укорачивают на 1/3 и сажают деревце в боль­шой, плоский сосуд. Еще че­рез год корни становятся настолько компактными, что их снова можно укоро­тить и пересадить бонсай в предназначенную ему ем­кость.

Форма метелки (Хокидати)

«Совершенная гармония в мягком воздухе» ( фото, с. 23).

Стили японского бонсай
• Образец: в горном мас­сиве Рён есть столетние па­стбища, относящиеся к ох­раняемым памятникам природы из-за огромных буков, под которыми нахо­дит приют скот. У этих бу­ков широкая правильная крона (сформированная ветром и снегом), которая снизу выглядит как подрезанная, так как коровы об­гладывают все ветки, до ко­торых могут дотянуться. Эти буки – образцы для бонсай в форме метелки. Такую же форму имеют хо­рошо обрезанные плодо­вые деревья и типичные деревья дождевого тропи­ческого леса.
• Бонсай: ветви кроны на­правлены в стороны. Полукаскад (Хан-Кэнгай) «На отвесной скале я у себя до­ма» ( фото, с. 9).

Стили японского бонсай

• Образец: на скальных откосах в горах можно уви­деть кусты дрока, терна, облепихи и сосны горной.
Скудная почка не дает де­ревьям возможности силь­но расти в высоту, но при случае одна какая-нибудь ветвь вырастает, повиснув над обрывом.
• Бонсай: эта форма симво­лизирует упрямую волю к жизни, несмотря на все пре­пятствия. Для полукаскада выбирают высокий сосуд и помещают бонсай на под­ставку.
Каскад (Кэнгай) «Для выжи­вания достаточно расщели­ны в скале» ( фото, с. 7).

Стили японского бонсай
• Образец: в Южных Аль­пах так растут кусты кизиль­ника как меловых скалах.
• Бонсай: каскад – самая близкая к природе форма японского искусства бон­сай. Его нужно сформиро­вать так, как будто дерево зацепилось корнями за гор­стку земли в расщелине от­весной скалы. Слабая крона нависает над бездной, все ветви вытянуты горизон­тально к свету. Мой совет Азалии, пригод­ные для полукаскадной фор­мы, не подходят для созда­ния каскада.

Стили японского бонсай

Форма «японских литер» (Бундзинги) «Танец гейши на весеннем ветру» (фо­то, с. 9).    
    
• Образец: в Японии, да и в Европе в такой форме рас­тет сосна. Филигранные стилизованные изображе­ния деревьев на японских рисунках тушью напомина­ют иероглифы, буквы (лат. «litera»). Художников, рису­ющих эти прекрасные кар­тины на тонкой рисовой бу­маге, называют (в прибли­зительном переводе) «лите­раторами».
• Бонсай: для этого высо­кохудожественного стиля выбирают растения с очень тонкими стволами и поме­щают их в сравнительно ма­ленькие круглые или четы­рехугольные чаши. Корневая форма (Нэагари) «Меня сформировали при­лив и отлив» ( фото, с. 12).
• Образец: выросшие в ес­тественных условиях дере­вья такой формы можно найти в мангровых лесах тропических прибрежных зон. С приливом эти дере­вья заливает вода, так что видна бывает только крона. , Мангровые деревья (ризо-форы) образуют плотные переплетения опорных кор­ней, и таким образом неко­торым из них удается усто­ять и не быть унесенными отливом.
• Бонсай: сначала выращи­вают деревце в высоком горшке для комнатных рас­тений, , наполненном поч­вой только в нижней части, а сверху – песком.  



По этой теме читайте на сайте :

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.