РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ
    
Еще в прошлом веке в крестьянском быту дерево было самым распро­страненным материалом в строительстве, в изготовлении посуды, мебели и всевозможных орудий труда. Но крестьяне не только заботились об удобстве и практичности деревянных изделий, но и думали об их красо­те. Простые обиходные вещи, сработанные из неброской липовой или еловой древесины, вряд ли смогли бы надолго привлечь наше внимание, если бы искусные руки мастера не обрядили их изящной резьбой, спо­собной соперничать с тончайшими кружевами.

С прикосновением резца к древесине происходило чудесное преображение вещи. Солоницы, чаши, ковши, прялки, вальки, скамьи, сани, дуги, архитектурные элементы избы становились высокохудожественными произведениями декоративно прикладного искусства.


Лучшим материалом для резьбы считается мягкая древесина лист­венных пород — липы, ольхи и осины. Она однородная, плотная и пре­красно режется. На ней можно выполнять тончайшие порезки, не опа­саясь скалывания вдоль волокон. Высохшая древесина этих деревьев становится прочной и не коробится.

Классический материал для резьбы — липа. Из нее режут объемные игрушки и скульптуру. Недаром липа была излюбленным материалом не только у резчиков, но и у токарей по дереву. Нередко токари на своих станках точили из липы различные сосуды, а резчики наносили на них резьбу.
Своеобразна текстура ольхи, она имеет мягкий красноватый оттенок — цвет редкий для деревьев средней полосы.
    
У осины самая белая древесина, и эту бе­лизну изделие из нее сохраняет много лет. Легкая и прочная, осина прекрасно обрабаты­вается и устойчива против гниения. Поэтому в старину делали из нее дранку для крыш, срубы колодцев и различную кухонную утварь.

Серебристо-серая древесина березы плотнее и прочнее, чем липы, ольхи и осины, поэтому обрабатывать ее несколько сложнее, но зато она наиболее пригодна для выполнения тонкой резьбы. Режется береза без сколов, одинаково во всех направлениях.

Совсем миниатюрную резьбу выполняют из древесины самшита, груши, яблони и клена. Древесина этих деревьев по плотности и твер­дости приближается к слоновой кости.
Из древесины хвойных пород можно вы­полнять только резьбу с крупными элемента­ми. На резьбе с мелкими элементами годичные слои будут зрительно искажать форму рельефа. Кроме того, не исключено скалывание древе­сины вдоль волокон. В крестьянском зодчестве сосну применяли только для изготовления крупных наружных резных украшений дома — причелин, фризов, крыльев и подкрыльников.

Годичные слои ели менее резко выражены, чем у сосны. Поэтому на севере России в лес­ных районах из елового ствола с отходящим от него под прямым углом корнем вырубали прял­ки корневушки, лопасти которых богато укра­шали резьбой.
Существует несколько разновидностей резь­бы по дереву — некоторые из них проиллю­стрированы здесь рисунками. А подробнее мы расскажем лишь о трехгранно-выемчатой резь­бе, наиболее простой и доступной каждому.
Пробовать свои силы в резьбе нужно, ко­нечно, на мягкой древесине лиственных пород.
    
    
    


    
    
Различные элементы трехгранно-выемчатой резьбы.
Инструмент вам понадобится всего один — нож-косяк. Хороший косяк может получиться из ножовочного полотна. Ручку для него изготовьте из двух тонких дощечек бука, дуба или березы. В одной из пластинок выдолбите специальное гнездо и вставьте в него конец ножовочного по­лотна так, чтобы плоскость полотна была заподлицо с плоскостью дощечки. Обе дощечки смажьте столярным клеем и, соединив, высушите под прессом. Затем из склеенных дощечек выстрогайте удобную ру­коять косяка. Лезвие косяка заточите под углом 60 градусов к про­дольной оси.

Еще быстрее косяк можно сделать из стамески или из ножа хоро­шей стали.
Плохо заточенный косяк мнет, а не режет древесину. Резьба от этого имеет неряшливый, малопривлекательный вид. Даже отлично составлен­ная композиция узора может быть загублена плохим исполнением. По­этому работать нужно только хорошо заточенным косяком. Сперва косяк затачивают на наждачном круге, затем правят на бруске-микрокорунде.

Такой брусок можно купить в хозяйственном магазине или в отделе мужской галантереи — он предназначен для правки бритв. Некоторые резчики правят свои инструменты на липовом бруске, на который на­носят слой полировочной пасты.
Старые мастера выполняли резьбу чаще всего без эскиза, постоянно импровизируя. Такой метод работы под силу только многоопытному мастеру. Начинающему же лучше всего осваивать резьбу с эскиза, тем более если он не собирается ограничиваться копированием чужих работ.

Эскиз выполняется в натуральную величину на листе плотной бу­маги. Для его выполнения потребуются циркуль, карандаш и линейка.
Элементы, составляющие композицию трехгранно-выемчатой резь­бы, — треугольники, прямоугольники, трапеции, квадраты и ромбы. Имея в своем арсенале этот скупой набор геометрических элементов, народ­ные мастера умели составлять композиции, которые удивляют разнооб­разием рисунка. Интересно и то, что сложнейшие композиции резьбы не нарушают форму предмета, а органически вписываются в него.

Для первого раза попробуйте составить эскиз рисунка для небольшой разделочной доски. В хозяйственных магазинах продаются разделочные доски разной величины — их, как правило, делают из липы, березы и осины. Вычертите на листе бумаги контуры доски в натуральную величину, карандашом проведите среднюю линию и найдите центр. При центральной композиции построение рисунка начинают с середины и идут от общего к частному. Вначале прочерчивают контуры крупных фигур, а затем разбивают каждую такую фигуру на отдельные элементы. Готовый рисунок переводят с эскиза на доску через копировальную бумагу.
    
   


    
    
Изготовление ножа-косяка и последовательность работы им: А — разметка, Б — накалывание, В — подрезка.
Техника вырезания всех элементов трехгранно-выемчатой резьбы одинакова. Поэтому достаточно рассмотреть ее на примере одного эле­мента, хотя бы треугольника. В работе чередуются два основных этапа — накалывание и подрезка. На середину треугольника нанесите точку. Затем поставьте носик косяка в эту точку, располагая рукоятку строго вертикально. Пятка косяка должна быть направлена к одной из вершин треугольника.

С усилием нажмите на рукоятку так, чтобы носик на два-три миллиметра вошел в древесину, а пятка едва коснулась верши­ны треугольника. От средней точки сделайте накалывание и к двум остальным вершинам треугольника, при этом поворачивайте доску, а не нож. После накалывания приступайте к подрезке.

В зависимости от глу­бины резьбы держите косяк под углом 45—30 градусов к поверхности доски, поставьте его в вершину треугольника и медленно ведите острие вдоль стороны треугольника, постепенно углубляя носик к середине на 2—3 мм. От середины, по мере приближения к другой вершине, посте­пенно выводите носик косяка на поверхность доски. При правильной и точной подрезке от доски легко отделяется маленькая трехгранная пира­мидка. Повернув доску на 120 градусов, сделайте следующую подрезку и извлеките вторую пирамидку. А при очередной подрезке — третью, последнюю. Так выбираются все элементы трехгранно-выемчатой резьбы.
    
    
Если вы, начав работу, увидите, что не все получается так, как хо­телось бы, потренируйтесь на отдельной дощечке, затем снова вернитесь к разделочной доске.
Впоследствии, когда будет достигнута высокая точность исполнения, перейдите к орнаментированию более сложных изделий — например шкатулки, ступки, солонки, подсвечника.

Трехгранно выемчатая резьба довольно эффектно выглядит на белой, ничем не покрытой древесине. Но в некоторых случаях резьбу можно тонировать и подкрашивать. Поэтому мы приводим несколько способов, позволяющих усилить декоративность резной древесины.

Чтобы придать изделию цвет старого дерева, надо в уксус бросить куски стальной проволоки или гвозди. Через несколько суток раствор разбавьте водой, после чего наносите его на древесину кистью или тря­пичным тампоном.
Тонировать древесину можно отварами коры дуба, ивы и ольхи. От­вар приготавливают так: в измельченную кору добавляют немного пить­евой соды, доливают воду и кипятят на слабом огне около десяти ми­нут. Древесина, покрытая таким отваром, приобретает приятный корич­невый оттенок.

Красивые серые и черные цвета можно получить, если в отвар до­бавить немного железного купороса.
Многие резчики для тонирования своих работ применяют акварель­ные краски, которые дают возможность получить любые оттенки.
Высохшую после тонирования поверхность резной доски слегка от­шлифуйте наждачной бумагой. При этом выступающие элементы свет­леют, и резьба выглядит более контрастной и рельефной.
    
 



По этой теме читайте на сайте :

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.