ОПАЛЕННОЕ ДЕРЕВО
    
В многометровой толще культурного слоя археологи находят обуглив­шиеся и как бы законсервировавшиеся деревянные чаши и ковши, остатки утвари. Огонь, разрушивший город, сберег для потомков бес­ценные свидетельства старинного быта.
Сохраняющие свойства, которые приобретает дерево, опаленное огнем или закопченное дымом, человек узнал давно. Обжигали нижнюю часть столбов для ворот и заборов, которую потом зарывали в землю. Смоли­стые вещества, находящиеся в дыме, оседали на стены и потолок топив­шейся по-черному избы, впитывались в поверхностный слой древесины и тоже предохраняли ее от гниения.


Часто на обугленном или закопченном дереве ярче проступала фак­тура дерева, образуя красивый естественный узор. Люди заметили это и стали украшать бытовые предметы, используя огонь и дым.
Горцы Карпат и Татр вырезали на почерневшей матице — массивном брусе, что проходит посередине избы и поддерживает доски потолка, — крупную розетку с лепестками, древнее символическое изображение солнца, так много значившего в жизни крестьянина, пастуха, земле­дельца.

На темном фоне деревянных сундуков четко читается геометрический резной орнамент — розетки и квадраты, расположенные в определенной системе.
Конечно, темного фона можно добиться и иначе — например, покрыть дерево морилкой, но техника копчения имеет то преимущество, что она лучше сохраняет природную красоту дерева, его как бы идущий изнут­ри блеск и бархатистую, матовую поверхность.
    
    
Еще в недавнем прошлом мастера, стремясь поинтереснее красить свои изделия, подкапчивали пламенем свечи поверхность расписных подносов «под черепашку», а светлые деревянные сундуки — «под мра­мор», ларцы и шкатулки — даже «под малахит». Для этого дерево или металл предварительно окрашивали светло-коричневой, белой или зеле­ной краской, масляной либо клеевой. По сырой еще поверхности, немно­го наклоненной, проводили пламенем свечи, которое оставляло легкую полупрозрачную полосу. В зависимости от наклона поверхности, величи­ны пламени, скорости движения свечи получался след, различный по ширине и плотности. Он прочно соединялся с грунтом и под слоем на­кладываемого затем лака довольно хорошо воссоздавал нужный эффект.

Копотью можно обогатить и разнообразить малоинтересную по тек­стуре древесину лиственных пород — березы, осины, липы. Выточите из дерева небольшой предмет — скажем, корпус шариковой ручки — и, не останавливая вращения, проведите под ним пламенем.
    
 
   


    
Украшения. Обжиг.

Изделие приобретет необычный рисунок из поперечных, как бы накладывающихся друг на друга полосок. Останется закрепить его слоем лака.
Токарные изделия из дерева можно подкрашивать трением, при ко­тором развивается большая температура. На солоницах, чашках, под­ставках, когда их выточат, нередко выжигают трением пояски. Чтобы нанести темные кольца, возьмите брусочек дерева более твердого, чем то, которое вы обрабатываете (например, дуба, бука или березы), и при­ложите узкой стороной к вращающемуся в станке изделию. От трения на изделии обугливается тонкий поверхностный слой, он и дает красивый темно-коричневый цвет. Пояски красного цвета получаются, если при­кладывать кусочек сургуча. Чередуя темные и красные пояски со свет­лой поверхностью древесины, можно добиться очень разнообразных и красивых ритмов, подчеркивающих особенности формы каждого токар­ного изделия.

Хотелось .бы напомнить об одном мало применяемом теперь способе выжигания нагретыми штампами. Правда, сейчас очень распространилось выжигание электроиглой, но она дает только четкий контурный рисунок. А выжигание штампиками позволяет создавать на простых бытовых из­делиях различные по тону декоративные композиции. Рисунок склады­вается из розеток, звездочек, ромбиков, полосок.
    
    
Штампы можно нагревать по-разному, и тогда они будут оставлять неодинаковые оттиски — одни бледнее, с более четким рисунком, другие темнее, с мягкими краями, за пределами которых останется чуть опален­ная поверхность. В целом вещь становится живописной по цвету, в ней больше видна привлекающая всех рукотворность.
Штампики делают из брусков железа или толстостенных трубок, на торцевой части которых вырезают рисунок. Он должен быть очень про­стым, иначе сложные формы быстро забьются нагаром, а чересчур тон­кие части обгорят при нагревании.
Штампы, насаженные на толстый металлический прут с деревянной ручкой, нагревают и прикладывают к украшаемому предмету.

Дерево можно обрабатывать огнем паяльной лампы. Для обжигания наиболее пригодны мягкие породы древесины с хорошо выраженным рисунком годовых колец — сосна, ель.
    
       
Дерево перед обжиганием опускают на несколько минут в раствор медного купороса, который впиты­вается в мягкие слои годовых колец. При обжигании обгорают именно эти мягкие слои, твердые же почти не разрушаются. Получается выра­зительный рисунок со светлыми линиями на темном фоне. Этот способ позволяет лучше выявить текстуру древесины — от чуть опаленной до темной со скульптурным рельефом поверхности.

Изделие можно и не пропитывать купоросом, но тогда разница в цвете получается только из-за разной плотности мягких и твердых частей годовых слоев, текстура не выглядит так рельефно.
Обожженное дерево хорошо протирается ветошью и покрывается ла­ком. Иногда перед лакированием поверхность обрабатывают мелкой наж­дачной бумагой.

Обжиганием можно украшать токарную и резную скульптуру, бусы, браслеты, резные подносы и даже мебель.
В заключение напомним, что при работе с паяльной лампой нужно тщательно соблюдать меры противопожарной безопасности.
 



По этой теме читайте на сайте :

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.