ГлавнаяТворчествоТворческая мастерскаяНасечка металлом по дереву

НАСЕЧКА
    
Насечка металлом по дереву — своеобразный вид народного декора­тивного искусства, встречающийся на территории нашей страны лишь в Закарпатье и Дагестане, краях чрезвычайно богатых самыми различ­ными ремеслами. Особую известность получили изделия с насечкой, из­готовленные в высокогорном дагестанском селении Унцукуль.

Хотя давность унцукульского промысла не превышает двухсот лет, слава этого оригинального ремесла уже в конце прошлого века перешаг­нула границы Кавказа и России.

В наши дни ассортимент изделий с насечкой довольно широк: это бокалы, ступки, вазочки, блюда, женские украшения, орнаментальные и сюжетные панно.

Дерево для насечки — кизил, абрикос, груша, грецкий орех. Такое сравнительно малое число применяемых пород объясняется просто: в се­веро-восточном Дагестане нет другой пригодной для насечки древесины. Практически же можно использовать любое плотное, твердое и вязкое дерево: ясень, клен, граб, бук, вяз и даже березу. Все эти породы хо­рошо обрабатываются и прекрасно полируются.

Древесина пригодна только хорошо просушенная, влажность ее не должна превышать 20 процентов. В противном случае насечной металл будет выпадать по мере высыхания дерева. Места, предназначенные для насечки, не должны иметь сучков, трещин и неровностей.

Выбрав одну из перечисленных пород дерева, сделайте заготовку, имеющую форму будущей вещи. Трости выстругивают из веток, токар­ные изделия вытачивают, панно и шкатулки делают из обрезков досок, внутреннюю часть вазы, бокала или чаши пока вытачивать не надо, потому что тонкие стенки при насечке легко разрушаются.
    
   


    
    
 Эту опера­цию делают уже после завершения насечки. А вот толстостенная тарел­ка, панно или трость могут еще до насечки иметь полностью закончен­ные формы.

Заготовку обрабатывают рашпилем, драчевым напильником, рубан­ком. Для выглаживания поверхности дерева употребляют циклю, наж­дачную бумагу.

Характер узора может быть самым различным. Для Унцукуля типи­чен орнамент, образованный циркулем. Это волнистые линии, круги, ро­зетки, зигзаги. Начинать нужно с простых элементов, а затем приобре­тенный навык позволит создавать более сложные сюжетные композиции.

Металл для насечки должен быть мягким, хорошо полирующимся. Поэтому чаще всего применяют мельхиор, томпак, латунь, красную медь, алюминий. Исходным материалом служит проволока, которую вальцуют, то есть плющат, прокатывая между вальцами. Если нет вальцов, прово­локу можно просто плющить молотком на наковальне. Ширина полученной ленты зависит от толщины проволоки. Проволока сечением 0,5—1 мм дает ленту шириной 2—3,5 мм.

Узор сначала воспроизводят на дереве карандашом. Контур рисунка должен быть четким, простым и выразительным, внутреннее заполне­ние — более мелким.
По карандашным контурам делают надрез резцом или ножом. Надрез должен быть достаточно глубоким, чтобы лента при вколачивании не смялась и в то же время заподлицо проникла в древесину. Обычно при работе моток ленты надевают на указательный палец левой руки.

Конец ленты вставляют в надрез дерева, отрезают ножницами и вколачивают легкими ударами небольшого молотка. За отрезком следует другой отре­зок, постепенно образуя задуманный художником рисунок. Более тол­стая и прочная проволока контура закрепляет тонкие линии заполнения, удерживает их от выпадания.

Помимо линейных элементов, существуют и другие. Иногда шилом делают накол, в который вколачивают отрезок проволоки, но уже не сплющенной — получится точка. Несколько последовательно располо­женных точек могут образовать любой узор, дополняющий линейный. Часто применяют металлические кружочки-диски, которые вгоняют в предварительно вырезанное или высверленное углубление. Чтобы диск не выпал из гнезда, его укрепляют двумя шпильками — шилом проты­кают в диске отверстия и в них вколачивают куски проволоки.

После набивки орнамента поверхность заготовки опиливают запод­лицо напильником с мелкой насечкой, не оставляющей на металле бо­розд, и шлифуют мелкой шкуркой до устранения на дереве и металле всех царапин и неровностей. Затем изделие можно покрыть прозрачным лаком или восковой мастикой.

Эти покрытия предохраняют поверхность металла от окисления и выявляют красивую структуру дерева. Причем изделия, на которые будут воздействовать влага или солнечный свет (например, трости), лучше покрывать лаком. А предметы интерьера смотрятся лучше, если они натерты восковой мастикой.
Перед покрытием светлые породы дерева можно окрасить морилкой в темно-коричневый цвет, контрастно подчеркивающий блеск светлого полированного металла.    
 



По этой теме читайте на сайте :

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.