МОЗАИКА
    
    
Мозаику называют вечной живописью — и это очень точное определе­ние. Из глубокой древности дошли до нас мозаичные картины, не по-меркнув и не потеряв своих красок. История мозаики насчитывает ты­сячелетия — еще художники древнего Востока выкладывали узоры из керамических плиток. В античную эпоху мозаика прошла путь от не­сложных орнаментов до больших красочных композиций. Широко изве­стны замечательные мозаики Рима первых веков нашей эры, средне­вековой Византии.

Кто бывал в Киеве и посетил Софийский собор, не мог не обратить внимания на искусные мозаичные работы художников XI—XII веков. А много позже русскую мозаику возродил Михаил Васильевич Ломоно­сов — вспомните его «Полтавскую баталию» и «Портрет Петра Великого».

Классическим материалом для мозаичных работ считается смаль­та — цветные кубики из стекла, сплавленного с минеральными красками. Смальта насчитывает сотни разных цветов и оттенков, предоставляя художнику богатую палитру. Кстати, Ломоносов очень много занимался и технологией изготовления смальты, он провел более 4 тысяч опытных плавок стекла с минеральными красителями и получил огромный выбор цветов. Многими его рецептами пользуются до сих пор.


В наши дни архитекторы широко применяют мозаику для внутрен­него оформления общественных зданий. Известные советские художники П. Корин, А. Дейнека, Б. Чернышев выполнили немало мозаичных ра­бот в разных городах страны. В последнее время мозаика вышла на улицы — это декоративные стенки в скверах, бассейны, фасады театров и кинотеатров. Кроме смальты, сейчас используют и другие материалы, более доступные и дешевые. Как раз эти материалы мы и хотим реко­мендовать тем, кто заинтересуется мозаикой. Камни разных цветов, обломки красного, розового, белого, серого кирпича, осколки керамиче­ских труб и облицовочной керамики, метлахская плитка, покрашенная нитрокраской, обыкновенная галька — все пойдет в дело.

Прежде всего определите место и размеры будущей картины. Хоро­шо продумайте, что вы будете изображать и какими цветами поль­зоваться. Помните, что мозаика не просто набор из цветных кусоч­ков, а живопись в полном смысле этого слова, в ней должны быть гар­мония, колорит, пластика — словом, все, что присуще обычной живопи­си на полотне. Исправить мозаику трудно, так что лучше семь раз отме­рить, прежде чем начинать.

Когда вы окончательно определите сюжет, колорит, материалы, сде­лайте эскиз в цвете, а потом рабочий рисунок в натуральную величину карандашом на плотной бумаге.
Подготовьте место для мозаики: штукатурку или бетонную стенку нужно очистить от краски. Замесите раствор: равные части цемента и просеянного песка перемешайте, добавляя воду, чтобы получилась тесто­образная масса, и еще раз тщательно перемешайте.


Раствор набросайте штукатурным мастерком на обильно смоченную стену и разгладьте. Наложите на сырую поверхность раствора рабочий рисунок и передавите контуры изображения палочкой или гвоздем. Сни­мите рисунок и быстро выкладывайте изображение, пока раствор не затвердел. Не забывайте сверяться с эскизом.
Если картина большая или вы используете мелкий материал, выпол­няйте работу по частям: нанесите раствор на небольшую площадь, выло­жите ее, потом переходите к следующему участку.

Раствор окончательно схватывается дней через пять-шесть. Все это время нужно обильно смачивать картину водой несколько раз в день.

В процессе работы вам придется подгонять кусочки материала по месту. Для этого нужен тальон — его можно сделать из старого напиль­ника, остро заточив один конец и вогнав другим концом в устойчивую деревянную колоду. Возьмите камешек или плитку клещами (не ру­кой!), установите на острие тальона и ударьте сверху молотком, у ко­торого тоже остро заточен обратный конец. Удар должен прийтись так, чтобы лезвия тальона и молотка совпали. В этом месте камень треснет. Таким образом вы можете получить материал любой нужной вам формы.
Если вам трудно придумать свою композицию, воспользуйтесь эски­зом, который мы здесь помещаем.
 



По этой теме читайте на сайте :

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.