ГлавнаяХолодное оружиеМечи в полторы руки

Мечи в полторы руки

Начиная с XIV в. в Европе стали появляться мечи, по­зволяющие вести бой как одной, так и двумя руками. Их появление было реакцией на усиление защитного снаря­жения. Теперь, чтобы разрубить защитный доспех про­тивника, стал необходим более мощный и тяжелый кли­нок, а также зачастую усилие обеих рук. Кстати, именно усиление брони позволило бойцам освободить вторую руку, отказавшись от щита. Теперь, когда доспехи достаточно хорошо защищали воина, он мог, положившись на их защиту, рубиться двумя руками.


    
244. Полутораручный меч, Германия, XIV в.
245. Полутораручный меч, Западная Европа, начало XVI в.
246. Полутораручный меч, Западная Европа, начало XVI в.
247. Меч ландскнехта, XVI в.
248. Брушверт (эсток) — колющий меч в полторы руки, Германия,
XVI в.
249. Полутораручный меч, с развитым эфесом, Германия, середина
XVI в.
    

Такое оружие, занимающее промежуточное положение между обычным мечом и двуручным, получило впослед­ствии звучное имя «бастард». Это название можно пере­вести как «полукровка» или как «ублюдок». В современ­ном оружиеведении такие мечи принято называть мечами в полторы руки, или полутораручными мечами.
Подобное оружие было в употреблении обычно у про­фессиональных воинов. Сначала полутораручные мечи состояли на вооружении рыцарства, впоследствии ими часто вооружались наемные солдаты.

Кроме «классических» прямых полутораручных мечей в Европе достаточно широко использовали мечи с искрив­ленным клинком, позволяющие сражаться как одной, так и двумя руками. В качестве примера можно вспомнить ору­жие, называемое в Италии кортелас, а в Германии — гроссмессер, то есть «боль­шой нож» (рис. 250). Ин­тересно, что аналогичное оружие для одной руки назы­валось в Германии просто «мессер». Помимо кортеласа встречались и другие образцы кривоклинкового оружия, пригодного для боя двумя ру­ками (рис. 251, 252).

   
    
    
Рыцарь в готическом доспехе, Германия, XV в.

К XIV в. рыцарство в Западной Европе окончательно сформировалось как некий господствующий класс. Рыцаря­ми считались, независимо от титула, бароны, герцоги и даже короли. Как следствие этого, дисциплина в рыцарских отрядах была на крайне низком уровне. Дух соперничества и гордость не позволяли рыцарям подчиняться приказам военачальника — такого же рыцаря, как и они сами. Как правило, им лишь предлагали выполнить ту или иную ко­манду. В ходе битвы рыцари также действовали по соб­ственному усмотрению и могли, например, в разгар боя от­правиться грабить вражеский обоз.

На войну каждый рыцарь отправлялся со своим неболь­шим войском — «копьем», состоящим из оруженосцев, пе­ших ополченцев и иногда наемных воинов. Размер «копья» зависел от доходов рыцаря и мог составлять от трех—пяти бойцов до нескольких сотен воинов. Большая армия, объеди­няющая много «копий» под командованием сюзерена, назы­валась «знамя».

На поле боя рыцари, как правило, искали встречи с до­стойным противником — таким же рыцарем. Сражение разбивалось на ряд отдельных поединков. При этом убивать собрата-рыцаря считалось неприличным. Гораздо выгоднее было взять противника в плен и получить за него крупный выкуп.

Тяжелая конница по-прежнему оставалась главной удар­ной силой средневековых армий Европы. Пехота редко мог­ла оказать достойное сопротивление рыцарям. Обычно строй вражеских пехотинцев просто разбивали мощным лобовым ударом, обращая в бегство, или просто давили ко­нями. Пощады простым воинам со стороны рыцарей ждать не приходилось.
В бою рыцари строились, как правило, шеренгой или кли­ном. Впереди располагались наиболее тяжеловооруженные воины, следом за ними шли их оруженосцы и более легкая кавалерия, недостаточно защищенная доспехами. За ними следовали пешие копейщики. Лучники обычно ставились не­сколько отдельно, по возможности на возвышении. Сближа­ясь с противником, рыцари берегли силы лошадей, двигаясь шагом, и, лишь приблизившись на достаточное расстояние, пускали коней в галоп. После того как строй противника был прорван, дело заканчивала пехота.

Тенденция к усилению защитного вооружения, начав­шаяся в XII в., постепенно приводит к созданию сплошного доспеха из латных пластин, так называемого «готического» доспеха. Принято считать, что сплошной доспех был тя­жел и неудобен, сковывал движения и делал рыцаря неуклю­жим. На деле все обстояло совершенно по-другому. Готиче­ский доспех являлся настоящим произведением оружейного искусства, хоть и очень дорогим и сложным в изготовлении. Доспех весил около 20—25 кг, вес его распределялся равно­мерно по всему телу. Доспех обладал достаточно большой
степенью подвижности, рыцарь мог свободно перемещать­ся в нем, совершенно спокойно садиться на коня и вести бой длительное время. По весу готический доспех не намного превышал вес кольчуги-хауберка, но значительно превосхо­дил ее в степени защиты.

С распространением в Европе огнестрельного оружия, от которого не спасали никакие доспехи, рыцарская конница пришла в упадок и впоследствии исчезла окончательно.



По этой теме читайте на сайте :

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.