ГлавнаяТворчествоТворческая мастерскаяИзготовление циновок

Циновки
    
    

Искусство создания декоративных циновок из болотных трав и камы­ша сохранилось и в наши дни. Некоторые виды циновок вы можете сделать сами.
Циновку с крупным геометрическим орнаментом можно выполнить из болотной травы чакан, похожей на осоку. Такие циновки называются «чаканки», искусством их изготовления особенно славились адыгейцы, коренные жители Прикубанья.
Подготовка травы требует некоторого времени.

Чакан собирают в конце лета, когда он еще сохраняет зеленый цвет. Если разделить охап­ку чакана на три части и по-разному обработать их, то можно получить три цвета травы. Одну часть просушите на солнце — она приобретет красивый золотистый оттенок. Другую сушите в тени — она останется зеленого цвета, но менее яркого, чем только что срезанная. Третью часть опустите связкой в воду — на дно реки, пруда, в крайнем случае в боль­шую кадку с водой — и вымачивайте в течение 20—30 дней, потом про­мойте в проточной воде и просушите. Гладкая поверхность ствола чакана станет коричневой и приобретет мягкий шелковистый блеск.

Сбейте раму из деревянных планок, как показано на рисунке. Раз­мер ее зависит от величины будущей циновки. К раме сделайте бер­до — тоже из деревянной, но менее массивной планки. Длина его должна соответствовать ширине циновки. На одинаковом расстоянии друг от друга просверлите в нем отверстия диаметром 7—8 мм. Расстояние меж­ду отверстиями — не менее 3 см.
К верхней планке рамы привяжите отрезки крепкого шпагата — хлопчатобумажного или, что лучше, конопляного, джутового.

 


    
1 — рама для плетения чаканок, 2 — так плетутся чаканки.

Толщина шпагата — не менее 2 мм. Шпагаты привязывайте на таком же расстоя­нии друг от друга, как и отверстия берда. Свободный конец каждого отрезка введите в отверстие берда и привяжите к нижней планке рамы. Следите, чтобы шпагат был натянут равномерно.

Прислонив раму верхней частью к стене, проверьте вертикальность всех натянутых шпагатов. Теперь можно приступать к изготовлению циновки.
Узор образуется переплетением шпагатов с прокладываемыми между ними стеблями чакана. Чакан перекрывает отсчитываемые по рисунку группы шпагатов, что создает впечатление узорных настилов, похожих на ремизное ткачество.
Поскольку чакан не обладает такой мягкостью и эластичностью, как пряжа, рисунок циновки приобретает строго очерченные геометрические формы в виде ромбов, зигзагов и т. п.

Чтобы быстрее освоить технику плетения циновки, нанесите на шпа­гаты рисунок гуашью или тушью. Если, к примеру, нужно изготовить циновку с зигзагом, продумайте, какой ширины будет шаг данного ри­сунка, то есть какое количество шпагатов будет перекрыто стеблем ча­кана и сколько раз этот шаг повторится по всей ширине циновки.
Расщепите стебли на две половины и смочите их, чтобы сделать более эластичными.

Поднимите бердо к верхней планке рамы. У нижней планки по определенному вами расчету продерните справа налево между шпагатами стебель чакана по всей ширине будущей циновки и прижмите его к нижней планке бердом. Если стебель короток, край его выведите наиз­нанку и загните, закрепив за ближайший, перекрытый этим же стеблем шпагат. Так же поступайте при стыковке стеблей разных цветов, если ваша циновка многоцветная.

Проследите, чтобы стебель принял строго горизонтальное положение относительно вертикально натянутых шпага­тов. Затем продергивайте следующий стебель.
Чтобы получить в циновке наклонную линию рисунка, шаг следует сдвинуть вправо или влево на один или несколько шпагатов, оставив расчет переплетения их со стеблем прежним. При продергивании треть­его стебля сохраните принцип сдвига шага, как и при прокладке вто­рого. Закончив каждую прокладку, не забывайте прижимать стебель бердом к предыдущим.
Для получения зигзага продергивайте стебли чакана в обратном порядке. Узор приобретает уступчатый характер и благодаря ширине стебля, достигающей полутора сантиметров.

Если применить чакан одного цвета, допустим золотистого, можно получить строгий графический рисунок. При этом узор выделяется не­большим рельефом, что особенно эффектно при боковом освещении. Использование чакана трех цветов в разумном сочетании повысит декоративные качества рисунка и самого изделия.
    
 

  
    
1 — обрезание стеблей чия или камыша, 2 — закрепление волокон на стебле, 3 — обматывание стебля волокном.
    
    
 В старину, да и теперь, для создания богатой игры фактуры и цвета нередко между стеблями чакана прокладывали соломку злаковых культур, имеющую более интен­сивный золотой оттенок.
Когда переплетение будет закончено, положите раму на пол и пооче­редно отвязывайте от нижней планки по два шпагата, крепко связывая их между собой.

Следите, чтобы стебли оставались плотно прижатыми друг к другу. Снимая циновку с верхней планки рамы, осторожно от­вяжите все шпагаты, затем снимите бердо и только после этого связы­вайте шпагаты — тоже попарно. Поскольку стебли чакана на краях ци­новки остаются свободными, ровно подрежьте их ножницами или острым ножом по линейке. Циновка готова.

Более многоцветную и изящную по художественному оформлению циновку можно выполнить из двух материалов — стеблей степного расте­ния чия и непряденой, окрашенной в разные цвета шерсти. Искусством изготовления таких циновок известны мастерицы Киргизии.
Стебли чия довольно тонкие, прочные и ровные по всей длине. Чий можно заменить стеблями камыша.
Начните освоение такой циновки с небольшого по размеру изделия. Собрав вязку чия или камыша, подберите стебли по длине и толщине. Затем разложите на полу, плотно прикладывая по одному друг к другу. Выровняв концы с одной стороны, с другой острым ножом по линейке срежьте лишнюю длину стеблей.

Упругой кистью с гуашью неяркого цвета пометьте контуром рису­нок на разложенных стеблях. Правда, гуашь легко стирается, поэтому народные мастерицы предпочитают наносить рисунок, выжигая его рас­каленным железным стержнем, слегка касаясь им стеблей растения. Мож­но наносить контуры и цветными фломастерами.

Непряденую овечью шерсть очистите от сорных примесей, промойте, окрасьте, просушите и расчешите каждую цветовую группу волокон на чесальном гребне. Подробно обработка шерсти описана в статье «Вой­лочные ковры».
Каждый стебель растения обмотайте шерстью в соответствии со сде­ланными на нем контурными отметками рисунка. В правую руку возь­мите стебель, в левую — немного цветного шерстяного волокна. Прижав волокно к началу отметки на стебле пальцами левой руки, обматывайте шерстью стебель, слегка вращая его по оси.

Как только шерсть закре­пится на стебле, отведите руку с волокном на некоторое расстояние от стебля, продолжая его вращать. Стебель равномерно обмотается шерстью. Закончив намотку одного цветного участка стебля, пальцами левой руки прижмите волокна к стеблю и еще немного повращайте его, чтобы шер­стинки плотно сцепились между собой. Затем начните обматывать следу­ющий цветной участок стебля таким же способом.

Закончив намотку шерсти на один стебель, отложите его в сторону и принимайтесь за следующий. Каждый обмотанный стебель кладите рядом с предыдущим в определенной рисунком последовательности. По мере подготовки каждого стебля и присоединения их друг к другу будет выступать красочный узор циновки.

Когда намотаете шерсть на все заготовленные стебли, возьмите проч­ную деревянную или металлическую планку, длина которой должна быть чуть больше длины стеблей. Сделайте на планке отметки каранда­шом через каждые 10—15 см в зависимости от размеров циновки.

При­вяжите к планке по отметкам крепкие нитки (тонкие капроновые, суро­вые, леску) так, чтобы от каждой опускалось два конца больше длины циновки. Закрепите планку горизонтально.
Теперь поочередно связывайте стебли. Первый стебель подвяжите к планке каждыми парными концами нитей. Подвязав первый стебель, возьмите следующий по порядку, привяжите к первому и т. д. Когда все стебли будут связаны, срежьте нити с планки и подровняйте их концы. Циновка готова.
 



По этой теме читайте на сайте :

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.