ГлавнаяПчеловодствоИндивидуальное поведение пчелы

Жизнь и работа отдельной пчелы подчинена обшим функциям всей семьи. Социальный образ жизни пчел определил и закрепил в их наследственности особые свойства, присущие семье в целом как биологической единице.
Отдельная пчела может поднять температуру своего тела лишь на несколько градусов; пчелы в семье могут поднять температуру внутри гнезда до 34—35 °С и поддерживать ее независимо от тем­пературы окружающей среды. Отдельная пчела погибает, ужалив теплокровное животное и, следовательно, ее жаление не имеет какого-либо защитного значения.

 

Но для семьи ужаление и гибель нескольких пчел вполне оправданы, так как это охраняет семью в целом, ее гнездо и запасы корма. Пчела одна не может зимовать и коченеет при температуре ниже 8 °С. Семья приобретает новые свойства, позволяющие пчелам совместно вырабатывать и сохра­нять тепло, необходимое для успешной зимовки. Одна пчела вы­деляет так мало воска, что его не хватит на отстройку даже ячей­ки; в семье же пчелы могут за ночь отстроить несколько тысяч ячеек.
У пчел существует много врожденных рефлексов, обеспечива­ющих жизнь семьи как единого целого.

Пчелы запоминают место расположения летка своего улья и, возвращаясь с поля, точно находят свою семью. Все пчелы семьи имеют свой, особый, ха­рактерный для семьи запах, по которому отличают членов своей семьи от чужих. Пчелы издают особый гул (призывный), который служит сигналом сбора в определенном месте. В семье пчел осуще­ствляется постоянный трофический обмен (обмен пищи), кото­рый позволяет пчелам быстро в любом месте гнезда находить для себя нужную по количеству и качеству пищу, а также незамедли­тельно распространять среди особей различные биологически активные вещества, регулирующие физиологические процессы и поведение пчел в семье.

Своеобразным способом осуществляется взаимосвязь между мат­кой и всеми пчелами. Несколько пчел слизывают с поверхности тела матки маточное вещество, которое передаются другим пчелам семьи. Это вещество очень нестойкое. Прекращение подачи маточ­ного вещества является сигналом отсутствия матки в семье, пчелы начинают закладку маточников для вывода новой матки.

Пчелы и матки издают особые звуки, определяющие общее состояние семьи и направляющие работу других пчел. Возбужде­ние пчел, начавшееся в одном месте гнезда, быстро распростра­няется на всю семью.
Большое значение для пчелиной семьи имеет комплекс рефлек­сов, направленных на эффективное использование появившегося взятка. Стоит одной пчеле найти источник нектара, как через не­сколько минут его будут собирать уже сотни, а через 1,5 — 2,5 ч — тысячи пчел этой семьи.

Все работы пчел подразделяют на два периода:

ульевой, когда они выполняют работы в гнезде;

летный, когда пчелы главным образом работают в поле, соби­рая нектар, пыльцу, воду, прополис.

Молодая пчела выполняет одну из многих работ, в которых есть необходимость на том соте, где она находится. Только что вышед­шая из ячейки пчела еше слаба и неуверенно держится на соте. Она чистится, принимает корм от других пчел, иногда залезает в пус­тую ячейку и сидит там некоторое время неподвижно. После того как пчела окрепнет, она принимается за первые ульевые работы; сгрызает остатки крышечек, которыми был запечатан расплод, чистит ячейки, полирует их (первые три дня после выхода из ячей­ки) или, оставаясь неподвижной на соте с расплодом, обогревает его.

На четвертые сутки пчела приступает к работам по кормлению личинок старших возрастов медом и пергой и уходу за расплодом. На пятый — шестой день у молодых пчел развиваются железы, вы­деляющие молочко для личинок младших возрастов. На 12—13-е сут начинают активно функционировать восковыделительные же­лезы, и пчелы принимаются за отстройку сотов. Такие пчелы со­средоточиваются на расплоде или около него, стремясь находиться в наиболее теплой части гнезда.

При температуре 34—35 "С у пчел интенсивно действуют пищеварительные ферменты, разлагающие бежки и жиры пыльцевых зерен. При этой же температуре наиболее активно функционируют железы, выделяющие молочко и воск.
Если в гнезде семьи много молотых личинок, то большинство молодых пчел, сидя на сотах с личинками, кормят их молочком или кашицей из меда и перги. Кроме того, они принимают нектар от пчел-сборщиц, перерабатывают в мед, разносят его по ячей­кам, запечатывают их восковыми крышечками, утрамбовывают в ячейках пыльцу, сброшенную туда пчелами-сборшицами, охра­няют леток, поддерживают чистоту в улье, составляют свиту мат­ки, при необходимости закладывают маточники.

Небольшая часть молодых пчел охраняет леток. Они отличают своих от чужих пчел по запаху и поведению. Число сторожевых пчел зависит от состояния семьи и внешних условий. Их может быть 10 — 20 в спокойное время при наличии взятка, когда нет опасно­сти нападения чужих пчел. Если же взятка нет и появляются пчелы-воровки, то число сторожевых пчел может возрасти в 5 — 10 раз.

Ульевые работы продолжаются в среднем 20 сут. В это же время начиная с 3 — 5 дня жизни, пчела совершает ориентировочные об­леты, подготавливаясь к летному периоду. В возрасте около 3 недель пчела становится летной и впервые отправляется на сбор нектара.

По характеру выполняемых вне улья работ пчелы делятся на: разведчиц (наиболее старые опытные летные пчелы), нектаро-сборшиц, пыльцесборшиц и пыльценектаросборщиц. Для наполне­ния медового зобика пчела должна посетить 250—1440 цветков, для сбора двух обножек (средняя масса одной 7,5 мг) — 7—120 цветков. При необходимости летные пчелы возвращаются к уль-евым работам в дождливую погоду, а ульевые пчелы переходят к летной деятельности ранее 3-недельного возраста (интенсивный взяток).
 



По этой теме читайте на сайте :

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.