ГлавнаяТворчествоТворческая мастерскаяБатик – изготовление

БАТИК
    
    
Искусство росписи тканей принесло миру кимоно Японии, сари Ин­дии, сарафаны России. Столетия назад на островах Индонезии родился оригинальный способ росписи тканей — батик. Батик — это не только национальная одежда индонезийских женщин, дошедшая до наших дней, это особый узор. Индонезийцы по орнаменту батика и сейчас узнают жителей разных областей страны, настолько своеобразен и традиционен узор тканей.

Из Индонезии, а затем Индии и Бирмы батик распространился во многие страны. Но Европа познакомилась с ним только в XX веке. А в нашей стране технику батика художники по тканям освоили толь­ко лет сорок назад.


Батик — ручной способ росписи тканей. Он позволяет обходиться очень небольшим количеством материалов и инструментов, поэтому тот, кто им заинтересуется, может сразу браться за дело. Расписать можно эмбле­му пионерского лагеря, отряда, флаги, косынки, платки, отрез ткани на платье или рубаху.

Существует два вида батика — холодный и горячий. И в том и в дру­гом случае применяется так называемый резервирующий состав — он защищает те места ткани, которые должны остаться неокрашенными.
Для холодного батика резервирующий состав, или просто резерв, таков: 200 г резинового клея, 250 г бензина, 20 г парафина. Клей растворите в бензине, положите в раствор парафин и грейте до полу­чения однородной массы. Помните: греть раствор на открытом огне нельзя. Поставьте банку с резервирующим составом в сосуд с кипятком, этой температуры вполне достаточно.
    
        
Ткань возьмите хлопчатобумажную или вискозную. Растяните ее на деревянной раме и укрепите кнопками. Нарисуйте на бумаге эскиз в натуральную величину, подложите его под ткань и переведите на нее контуры мягким карандашом.
Пипеткой или стеклянной трубкой набирайте охлажденный раствор и наносите на ткань по линиям рисунка.

Теперь требуется подготовить краски. Покупать нужно красители, предназначенные для хлопчатобумажных тканей. Краску каждого цвета приготовьте так: 15 г анилинового красителя залейте 900 г горячей во­ды, прокипятите до полного растворения порошка и профильтруйте. В остывший состав добавьте 100 г спирта и полграмма соды.

Краска наносится на ткань ватным тампоном. Резерв не дает ей рас­плываться по ткани, поэтому в рисунке можно предусмотреть мелкие детали разных цветов, соседствующие друг с другом. Сами контуры рисунка, покрытые резервом, остаются белыми: на ткани резервирующий состав незаметен.

Горячий способ требует иного резервирующего состава — это рас­плавленная смесь 250 г парафина, 230 г воска и 20 г вазелина. Нано­сится резерв мягкой кистью 8—10 номера. Металлический патрон кисти оберните несколькими слоями марли, чтобы на кисть набиралось больше резервирующего состава и чтобы он дольше оставался горячим.

Контуры рисунка перенесите с эскиза на ткань. Горячим резервом покройте те участки ткани, которые должны остаться белыми. Теперь всю ткань окрасьте самым светлым тоном вашего рисунка — например, желтым. Когда краска высохнет, на желтом фоне покройте резервом те места, которые должны остаться желтыми, а остальную ткань окрась­те более темным тоном, который в сочетании с желтым даст, например, красный цвет. Затем снова покройте резервом те места, которые у вас останутся красными, и нанесите еще более темный тон — в сочетании с красным он даст коричневый цвет.

Можно оттенить рисунок контурами — наносятся они тонкой кистью, причем набирать на нее нужно очень немного краски, чтобы она не рас­текалась. Наносить контуры надо до того, как вы положите на этот участок резервирующий состав.
На наших рисунках показаны три этапа работы над оригинальным платком. Конечно, предварительно нужно будет поэкспериментировать красками на куске ткани, чтобы не испортить работу.

Когда ткань окончательно просохнет, снимите ее с рамы, прогладьте через несколько слоев бумаги горячим утюгом, затем хорошенько про­трите бензином — он удалит с ткани остатки резервирующего состава. Теперь изделие можно стирать.
Если вы всерьез займетесь батиком, вам понадобятся кое-какие ин­струменты.

Ровные линии резервирующего состава удобно наносить чертежным рейсфедером, между лезвиями которого зажат плотный комочек ваты. Рейсфедер лучше насадить на деревянную ручку.
Чтобы проводить широкие линии, зажмите между двумя медными или латунными полосками кусок фетра, а с другой стороны приспо­собьте деревянную ручку.

Следите, чтобы полоски металла во время работы не царапали ткань.
Резервирующий состав можно наносить и леечкой — это небольшой медный или латунный перевернутый конус с ручкой и маленьким от­верстием внизу.

Повторяющиеся фигурки обычно наносятся штампом, смоченным ре­зервирующим составом. Штамп вырежьте из листовой меди, прибейте к деревянной ручке и аккуратно обшейте лоскутом рабочую часть. Мож­но вырезать штамп из фетра и прибить к деревянной колодке.
Все эти инструменты во время работы должны быть горячими. Грей­те их прямо в резервирующем составе.
В заключение один совет. Не пытайтесь расписывать шелковые или капроновые ткани: они требуют сложных красителей, которые в домаш­них условиях приготовить трудно.    
 



По этой теме читайте на сайте :

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.