В конце XIX начале XX в. зарождается стиль модерн (фр. новейший, современный). В нём получают разви­тие идеи флористики и анималистики с акцентами на асимметрию. Выбор камней в изделиях определяется не стоимостью, а их декоративностью и цветом. Из Англии пришла мода на серьги и изделия с гагатом, главным об­разом, в траурных украшениях. Фирма "Картье", выпус­кает украшения в "стиле гирлянды", ювелирные изделия с эмалью, сувениры на тему животных и растений, часы с использованием драгоценных камней. Искусство юве­лиров модерна получило признание на Всемирной выс­тавке в Париже в 1900 г. В России и Франции в ювелир­ном деле применяется платина и цветное золото. Начи­нается наполнение рынка серийной продукцией, полученной методами штамповки и гальванопластики, с широким использованием эмалей на тему раститель­ных мотивов. Штучные ювелирные изделия стали не­конкурентоспособными, за исключением высокохудо­жественных изделий крупных фирм. В 1887 г. создаётся "Антверпенская всеобщая ассоциация огранщиков". К началу XX в. сформировался средний класс, за счёт кото­рого увеличился спрос на ювелирные изделия. Соответ­ственно, в них расширился перечень недорогих цветных камней. Велико было и многообразие имитаций из но­вых дешёвых материалов, вплоть до пластмасс. Конец XIX в. характеризуется успехами науки в искусственном получении минералов, в том числе алмаза и рубина. Та­ким образом, осуществлённый в 1885—1891 гг. Э. Ферми и О. Вернейлем успешный синтеза рубина не был слу­чайным. С него начинается эпоха синтетических анало­гов самоцветов и новых ювелирных кристаллических материалов. К этому времени уже имелся комплекс точ­ных методов диагностики минералов для их различия. Однако успехи синтеза порождали сомнения в природ­ном происхождении покупаемых самоцветов, а это в на­чале XX в. также способствовало созданию геммологии, как прикладной науки. Первая геммологическая ассоци­ация была учреждена в 1908 г. в Великобритании, а в 1931 г. основан Геммологический институт Америки (GIA). В Германии в Идар-Оберштайне было создано

Немецкое геммологическое общество и Институт при­кладной геммологии.
К началу 1920-е годов во Франции в ювелирных изде­лиях стали преобладать геометрические формы с кон­трастом чёрного и белого; бриллианты сменили пре­жнюю пестроту цветных камней. Применялось также сочетание белой платины и бриллиантов с чёрным оник­сом и чёрной эмалью. .В тоже время, фирма "Картье" де­лала изделия в стиле "тути фрутти" под влиянием ин­дийского искусства. Это были броши в виде ваз с фрук­тами или корзин с цветами из рубинов, изумрудов и сапфиров. После открытия в 1922 г. гробницы Тутанха-мона эта фирма начала производить украшения в "еги­петском стиле" В конце 1930-х гг. дизайн её изделий за­метно меняется, масштабы украшений укрупняются, возрастает роль желтого золота. В конце 1930—1940-х гг. выпускаются часы-браслеты абстрактных форм, бро­ши в на тему "флора и фауна", в т.ч. знаменитые серьги — "кошки" и броши — "тигры" и "пантеры" К уникаль­ным изделиям относится лорнет герцогини Виндзорс­кой в виде тигра и брошь "Пантера" на сапфировом шаре (152,35 карат). В результате приспособления драго­ценностей к моде низкие декольте вызвали появление крупных ожерелий, колье и новый всплеск интереса к жемчугу. Во время второй мировой войны в ювелирных изделиях преобладают недорогие камни, и даже бронза вместо золота. В послевоенные годы моду у ювелиров задают королевские фамилии, богатые арабы и амери­канцы, в ювелирных изделиях преобладают уникальных камни. Сами украшения весьма экстравагантны и име­ют большее значение, чем модная одежда. Возрождают­ся мотивы "пантер" Л. Картье. В гибких оправах брошей трепещут птицы и бабочки. В камнерезном деле исполь­зуются новые технические возможности обработки камня с помощью алмазного инструмента, ультразвука и другие. К 1950—1960-м годам на всех континентах мира имеются многочисленные месторождения цвет­ных камней. Геммология, как наука заявляет о себе изда­нием в Великобритании в 1956 г. первого геммологичес­кого журнала, вслед за ним появляются подобные журналы в Австралии и Германии. В 1964 г. в США вышел журнал "Gems and Gemology". В 1960—1970 годы под влиянием идей нонконформизма некоторые ювелиры отказались от применения драгоценных металлов и камней и обратились к стали, дереву, резине и другим материалам, использование которых раньше было не­мыслимо в ювелирном деле. Появились трансформиру­ющиеся украшения в бриллиантовом дизайне. К 1974 г. рост потребности в цветных камнях вызвал необходи­мость открытия в Германии, в Идар-Обершайне, первой в мире биржи по купле-продаже драгоценных камней. В отличие от бирж Нью-Йорка, Антверпена, Амстердама и Тель-Авива, где заключались сделки только на алмазы, новая биржа проводит операции со всеми цветными камнями, как натуральными, так и синтетическими. В 1979 г. создаётся "Французский центр по продаже драго­ценных камней". В 1980 гг. появляется мода на нетради­ционные цвета бриллиантов. В 1990-е годы массовая культура возвела в моду стиль "панк". Широко исполь­зуются имитации из искусственных самоцветов, пред­почтение отдаётся массивным золотым изделиям в виде цепей, крестов. Ювелиры украшают бриллиантами бюс­тгальтеры и унитазы, телефонные аппараты и кости до­мино. В промышленном масштабе начинается произ­водство синтетических аналогов самоцветов и их ими­таций из различных искусственных материалов. Тем не менее, ювелирные изделия с натуральными камнями пользуются стабильным спросом. В конце XX в. харак­терной особенностью украшений является их эклектич­ность, смешение техники исполнения и стилей. Наряду с традиционными способами огранки цветных камней, используется фантазийная огранка с нанесением рисун­ка лазерным методом. Ещё одной особенность ювелир­ных изделий является использование множества мелких огранённых камней в стиле "паве" (мостовая). Бесцвет­ные бриллианты сочетаются с чёрными и белыми, руби­ны с сапфирами, аметисты с изумрудами, а материал изделий может быть представлен как золотом, платиной, так и титаном. Используются новые виды ювелирного сырья: голубые и розовые сапфиры Мадагаскара, оран­жевые гранаты Нигерии и Намибии, хризолит Пакиста­на, цаворит, танзанит и хризоберилл Танзании, рубины и сапфиры Вьетнама. Появляются ювелирные изделия, использующие успехи биоэлектроники в виде искусст­венных камней-хамелеонов со светодиодами. Они обладают способностью менять окраску в зависимости от незначительных перепадов температуры или настрое­ния, а также в ритме биения сердца. В моду входит куль­тивированный жемчуг различного цвета, в том числе с элементами огранки. В ювелирных изделиях снова ста­новится популярным зооморфный стиль.

www.minsoc.ru Буканов В.В. Цветные камни: Энциклопедия


По этой теме читайте на сайте :

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.