ГлавнаяХолодное оружиеЯпонские мечи

Японские мечи
    
    
    
    
Первые японские мечи создавались, по всей види­мости, под влиянием китайских образцов. Известно, что в Японии примерно до XII в. применялись мечи с прямым клинком, как одноручные, так и для боя двумя руками. Примерно с XII в. в употребление вхо­дит новый тип меча с изогнутым клинком, получив­ший название тати. Хотя в отечественных источниках оружие с изогнутым клинком принято называть саблей, японские образцы по традиции продолжают называть мечами.
Тати предназначался для боя двумя руками, и длина его была, как правило, больше 120 см. Тати обычно но­сился в ножнах на поясе, острием вниз. В паре с ним носили боевой нож — танто. Особо длин­ные мечи носились за спиной.

Меч тати был армейским оружием. Для ношения с гражданской одеждой впослед­ствии были разработаны более короткиемечи — катана и вакидзаси.
Длина катана в среднем составляла 90— 120 см. Длина вакидзаси варьировалась в пределах 50—60 см. Воинское сословие — самураи — носили обычно оба меча в паре,
за поясом, с рукоятями, наклоненными вперед и вниз, что позволяло быстро вы­хватить меч в случае необходимости. Горожанам разрешалось носить лишь короткие мечи. Крестьянам носить оружие было запрещено.
    

 

 
349. Длинный меч катана, Япония, XVIII в.
350. Короткий меч вакидзаси, Япония, XVIII в.
    
   


    
Самурай в гражданской одежде, Япония, XVII в.

Среди самураев — воинского сословия Японии — сложил­ся своеобразный кодекс поведения — буси-до. В буси-до сильно сказывалось влияние таких религиозных верований, как буддизм, синтоизм, конфуцианство.

Главной добродетелью самурая считалась честь, в число его главных заповедей входили беззаветная преданность хо­зяину и безразличное отношение к смерти. Самурай обязан был проявлять отвагу в бою, постоянно совершенствоваться в боевых искусствах и быть скромным в быту. Самураи тренировались во владении мечом, копьем, стрельбе из лука. Тренировки включали в себя и обучение рукопашному бою, верховой езде и плаванию. Кроме этого, самураям предписывалось заниматься изящными искусствами — кал­лиграфией, составлением букетов — икебаной, искусством приготовления чая, а также философией.

Самурай должен был объединять в себе такие противо­речивые качества, как честность, простота, воздержан­ность и в то же время честолюбие, инициативность, бес­пощадность к врагу.
С малых лет будущего воина приучали к мысли о смерти, внушая ему, что смерть за своего господина есть высшая добродетель для самурая. Почетной привилегией самурая был добровольный уход из жизни в случае бесчестья. Бес­честьем могло считаться поражение в бою, ложное обви­нение и множество других жизненных ситуаций. Ритуаль­ное самоубийство — сэппуку — проводилось торжественно, с соблюдением многочисленных церемоний.

Как и большинство других представителей воинского сословия — европейских рыцарей, индийских раджпутов и т. д., самураи занимали особое место в социальной струк­туре общества. Военное дело было их основным и един­ственным родом занятий. Отношение самураев к трудовой деятельности было пренебрежительным. В реальной жизни самураи были не настолько идеальны, как предписывалось кодексом буси-до. Например, самурай мог безнаказанно убить простолюдина, если ему казалось, что тот вел себя «непочтительно».

Сословие самураев, как и другие феодальные сословия, после незавершенной буржуазной революции Мэйдзи 1867— 1868 гг. было официально упразднено. Многие самураи ста­ли помещиками-землевладельцами, чиновниками. Основная часть офицеров армии и флота стала набираться из саму­раев. Кодекс буси-до, прославление самурайской доблести и традиций — всё это осталось в качестве составляющей официальной идеологии Японии.
 



По этой теме читайте на сайте :

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.