ГлавнаяВ помощь радиолюбителюЭлектронные блоки питанияСтабилизатор напряжения для автомобильного аккумулятора

Собираясь в путешествие на автомобиле, многие из вас не прочь захватить с собой переносной транзисторный радиоприемник или кассетный магнитофон, работающие от источника напряжением 9 В. Питать их в этом случае удобно, конечно, от бортовой сети автомобиля. Но ее напряжение, во-первых, 12,6 В и к тому же колеблется в значительных пределах. Здесь и пригодится предла­гаемый стабилизатор (рис. 1.16).

Выходное напряжение стабилизатора 9 В, максимальный ток на­грузки 300 мА. При изменении тока нагрузки от 20 до 300 мА выходное напряжение изменяется всего лишь на 0,17 В.
Стабилизатор защищен от перегрузки и короткого замыкания на выходе — когда ток нагрузки превысит максимальный (300 мА), стабилизатор отключится.

Стабилизатор состоит из регулирую­щего транзистора VT1 и каскада сравнения, собранного на тран­зисторе VT2, стабилитроне VD1 и резисторах R2...R5. Подстроечным резистором R4 устанавливают выходное напряжение. Резистор R1 обеспечивает запуск стабилизатора (появление выходного напря­жения) при подключении его к источнику питания или после устранения перегрузки на выходе.

Максимальный ток нагрузки, соответствующий порогу срабаты­вания защиты, зависит от резистора R2. Он возрастает при умень­шении сопротивления резистора, и наоборот. Минимальное со­противление резистора ограничивается максимально допустимым током стабилизации стабилитрона.

Вместо КТ814Б может быть любой другой транзистор из серий КТ814, КТ816, а вместо КТ315Г - любой из серии КТ315. Регулирующий транзистор устанавливают на радиатор размерами 15x20 мм из дюралюминия толщиной 2...3 мм и вместе с ним прикрепляют к плате. В качестве разъема ХР1 удобно использовать переходник, включаемый в гнездо прикуривателя автомобиля, — такие переходники продаются в автомагазинах.

Налаживание стабилизатора сводится к установке подстроечным резистором выходного напряжения 9,1...9,3 В без нагрузки и подборе резис­тора R1 — он должен быть такого сопротивления, чтобы обеспе­чивался надежный запуск стабилизатора без нагрузки как при подключении его к бортовой сети автомобиля, так и после уст­ранения короткого замыкания на выходе.


Выходное напряжение при подключении резистора R1 может возрастать не более чем на 0,1 В. Если понадобится эксплуатиро­вать стабилизатор при токе нагрузки до 500 мА (естественно, для этого варианта придется подобрать резистор R2), радиатор под транзистор VT1 придется применить больших размеров. Описание этой схемы приводится в [12]. Рисунок его печатной платы пред­ставлен на рис. 1.17.


По этой теме читайте на сайте :

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.