ГлавнаяДамская комнатаФизкультура и игры для детей дошкольного возрастаСпортивные упражнения и развлечения для детей шести лет Второй квартал

Второй квартал
Программное содержание: совершенство­вать бег с ловлей.
«За флажком»
Посередине площадки втыкают в снег (песок) флажок. Вокруг флажка чертят круг диаметром 1 м. С двух сторон площадки на расстоянии 6—8 м от флажка стоят «домики» для «охотников» и «защитников». «Защитники» имеют знак, например цветную ленту на рукаве.
По сигналу воспитателя «охотники» бегут к флажку и пытаются его захватить, а «защитники» должны задержи­вать их, касаясь рукой какого-нибудь «охотника» еще до того, как он забежит в круг.
Если «охотнику» удалось захватить флажок, участни­ки меняются ролями. Победит группа, наибольшее коли­чество раз захватившая флажок.
Правила. «Охотник», которого коснулся «защитник», отходит в сторону. «Защитник» не должен трогать «охот­ника», уже забежавшего в середину круга.
Указания к проведению. Напоминать детям, что фла­жок может захватить каждый из группы «охотников».
Оборудование: флажок; круг для флажка обозна­чить подкрашенной водой на снегу.

Ходьба на лыжах
Программное содержание: закреплять навы­ки скользящего шага, не отрывая ноги от лыж, делать боковые шаги. Повторить развлечение для старшей груп­пы «Слалом».
    
«Шире шаг»
Определенное расстояние на снегу обозначают флаж­ками или палками. Его надо пройти как мбжно более широкими шагами на лыжах. Шаги дети считают сами, если количество их не превышает 10. Победителем считается тот, кто, пройдя все расстояние, сделал мень­ше всех шагов.

«Через препятствие»
На прямой лыжне (длина до 50 м) размещают препятствия: «ворота» из палок, невысокое бревно. Дети на лыжах идут из конца в конец лыжни, в руках у каждого опущенный флажок. Преодолев препятствие, ребенок взмахивает флажком,— это сигнал для другого ребенка начинать путь по лыжне. Надо напоминать детям, что бревно следует преодолевать переступанием, повер­нувшись сначала к нему боком.

«Лыжный поезд»
Дети на лыжах становятся друг за другом в две колонны, держась руками за шнуры. Левая колонна берется за шнур левой рукой, а правая — правой. Обра­зуются два «поезда». По сигналу воспитателя «поезда» начинают параллельно двигаться, стараясь обогнать друг друга. Расстояние до 25 м. «Поезд», который обогнал, становится впереди, а другой «прикрепляется» к нему сзади. Так они двигаются в обратном направлении, затем снова движутся параллельно.

«По цветным линиям»
Лыжню длиной 10 м пересекают цветные линии (обозначаются раствором анилиновой краски) через каж­дые 1,5 м. Детям дают задание: при ходьбе на лыжах скользить на одной лыже до пересечения лыжни и цвет­ной линии; второй ногой лишь отталкиваться. Следующий отрезок времени между цветными линиями скользить на второй лыже. Так ребенок проходит все 10 м.

Программное содержание: закреплять навы­ки поворота на лыжах.

Бег на лыжах вокруг двух деревьев — «восьмерка», бег зигзагом, по следу, который оставил воспитатель; ходьба по фигуре — многоугольнику, звездочке, спирали со способом поворота переступанием — «веером».
Повторить развлечение для старшей группы «Кару­сели».

Встречная эстафета
Участников распределяют на четыре колонны, которые становятся друг против друга на расстоянии 10 м. По си­гналу первые в колоннах, стоящие с одной стороны пло­щадки, едут на лыжах к противоположным колоннам. Коснувшись рукой ладони первого ребенка, они стано­вятся в конце этой колонны. Ребенок, которого коснулись, начинает ходьбу, не ожидая сигнала, и, дойдя до проти­воположной колонны, касается ладони первого ребенка, а сам становится в конец колонны. Так продолжается до тех пор, пока дети в колоннах полностью не поменяются местами. Выигрывают колонны, которые первыми сделают это.

Спортивные упражнения и развлечения для детей шести лет

Правила. Дети, стоящие у противоположной колонны, должны оставаться на месте до тех пор, пока каждого не коснется встречный лыжник.
Указания к проведению. Следить, чтобы дети, прохо­дящие в конец колонны, не мешали встречному движению.
Оборудование: лыжи без палок соответственно коли­честву участников.

Программное содержание: учить детей вы­полнять переменный двушажный ход, скользящий шаг двумя ногами со взмахом противоположной рукой на каждый из них. Выполнять упражнения на переменный двушажный ход, приседая при каждом шаге и заканчивая его отталкиванием. При этом переносить опору с одной ноги на другую, энергично выдвигать ногу вперед на каж­дом шагу.

«Поменяй флажок»
Дети строятся в две колонны. В руках у каждого фла­жок. Напротив каждой колонны на снегу тоже лежит флажок. По сигналу первые в колоннах быстро идут на лыжах к флажкам, забирают их, а на их место кладут свои. Выигрывает колонна, которая первая по­меняла флажки.
Правила. Возвращаться нужно только от того места, где лежит второй флажок.
Указания к проведению. Следить, чтобы дети, возвра­щающиеся с флажком, шли только с определенной стороны относительно колонны, не мешая встречному движению.
Оборудование: по 2 цветных флажка на каждого уча­стника. Каждый второй флажок положить на расстоянии 10 м.

Программное содержание: учить способам спуска и подъема по склону с учетом условий. Пра­вильно спускаться с горки (до 20 м) в средней стойке (без палок), тормозить при спуске «полуплугом», «плу­гом». Выполнять способы перестановки лыж «елочкой», «полуелочкой» на ровном месте, на свежем снегу, чтобы остался след. Выполнять подъем по склону «полуелочкой» и «елочкой».

«Переложи предмет»
Играющие получают яркие лоскуты ткани. Каждый берет лоскуток в правую руку. Приняв правильное поло­жение для спуска с горки (полуприсев с наклоненным туловищем), ребенок отталкивается. При спуске он дол­жен переложить лоскуток из одной руки в другую. Если лоскуток упал, поднимать его на ходу не разрешается. Надо объяснить детям, что это угрожает опасным паде­нием.

«Попади в цель»
В стороне от спуска с горки подвешен обруч. Ребенок, спускаясь на лыжах, должен попасть в обруч снежком. Участники спускаются 3—4 раза (об этом договариваются заранее). После этого устанавливают, кто попал большее количество раз.

«Найди по следу» (проводится на большой площадке или в лесу)
Два-три ведущих получают по несколько одинаковых предметов, например, один ребенок — лоскутки красного цвета, второй — прутики длиной 30 — 40 см, третий — кружочки.
Остальных детей воспитатель отводит за дом или кусты так, чтобы они не видели, куда поедут на лыжах ведущие.
Ведущие едут в разные стороны, оставляя через каждые несколько шагов «следы»—лоскутки ткани, воткнутый в снег прутик или положенный в снег, в сто­роне от спуска, кружочек. Отойдя на 10—15 м, они прячутся за деревьями (кустами, сугробами).
После этого воспитатель дает детям сигнал, и они, распределившись, начинают поиски по следу. Выигрывает тот, кто первый найдет спрятавшегося ведущего.
Правила. Проходить по следу до того места, где спрятался ведущий и только после этого обнаруживать его.
Указания к проведению. Побуждать детей быстрее искать ведущих, чтобы ле задерживать их в неподвиж­ном состоянии.
Оборудование: лыжи и наборы однообразного материа­ла: лоскутков ткани, прутиков, кружочков соответствен­но количеству участников.

Лыжные прогулки
Ходить на лыжах на расстояние до 1,5 км.

Бег на коньках
Программное содержание: скользить на двух ногах по прямой; принимать правильное положение: ноги слегка согнуты, туловище наклонено вперед, голову держать прямо, смотреть перед собой. Делать из этого положения три-четыре быстрых шага (разбег) с оттал­киванием внутренним ребром полоза конька и последую­щим скольжением на параллельных коньках; выполнять повороты после скольжения: при повороте вправо — поворотом конька правой ноги и наоборот.

«Пружинка»
Двое-трое детей стоят на коньках рядом, держась за руки. По сигналу они разбегаются короткими шагами к флажкам. Начиная от них, дети скользят на двух ногах. В это время делают пружинистые приседания, поднимая руки немного вперед. Когда движение остановится, дети возвращаются назад.

«Проскользни по коридору»
На льду двумя рядами кубиков обозначают коридор.
Длина его 10— 15 м, ширина — 0,5 —0,7. Дети строятся в колонну. Первый ребенок становится на расстоянии 8—10 шагов от начала коридора. Разбежавшись коротки­ми шагами, он скользит по нему на параллельных конь­ках. Воспитатель (или его помощник) следит, до какого кубика доедет ребенок. «Кто дальше»
Дети стоят шеренгой на расстоянии 3 — 4 шага друг от друга. По сигналу они разбегаются и делают несколь­ко шагов, а после этого скользят на расстояние «кто дальше» на параллельных коньках.

«Шаг-великан»
Дети стоят на коньках в ряд. По сигналу они дви­гаются вперед к назначенному месту. При этом стараются делать большие шаги — как можно дальше ехать на одном коньке. Выигрывает тот, кто достиг назначенного места, сделав наименьшее количество шагов.

« Шаг-малютка»
Дети начинают малыми шагами двигаться вперед к назначенному месту, стараясь сделать как можно больше шагов.

«Попадай метко»
Двое — трое детей становятся вдоль линии шеренгой. Напротив каждого положен снежок. По сигналу участники отъезжают назад, на 8—10 шагов от исходной линии. По следующему сигналу они возвращаются, разбегаются и скользят до линии, стараясь наехать на снежок.

«Не задень»
На отрезке прямой линии разложено 4 — 5 снежков на расстоянии 1 —1,5 м один от другого. На расстоянии 15—20 шагов от крайнего снежка (с любого конца) один за другим стоят на коньках дети. Разбегаясь по очереди, они скользят по прямой, а подъезжая к каждому снежку, расставляют ноги пошире, пропуская снежки между ними.

«Фонарики»
Дети на коньках шеренгой разъезжаются в разные сто­роны. При скольжении они разводят и сводят ноги, вы­рисовывая на льду рисунки — «фонарики».

«Змейка»
На отрезке прямой разложены снежки. Надо объез­жать их, делая повороты вправо, влево.
    
Элементы хоккея
    
    
Программное со­держание: правильно дер­жать клюшку (правой рукой за конец рукоятки, левой — немного ниже), учить бро­сать шайбу.
Вести шайбу клюшкой разными способами (см. раз­влечения для детей старшей группы).
Для выполнения броска слева занимать исходное положение: ноги на ширине плеч, слегка согнуты, правая нога немного впереди левой, стоять вполоборота к цели. Шайба с клюшкой должна быть слева от играюще­го. При броске не отрывать шайбу от клюшки. Бросок справа (он дается детям труднее) выполняется аналогич­но броску слева, только к цели надо становиться левым боком.

Элементы хоккея в детских играх

«Загони льдинку (шайбу) в круг»
Дети с клюшками — «защитники» — стоят по кругу. За ними один-два малыша ведут клюшкой льдинку (шайбу), стараясь загнать их в круг. Льдинку обводят по кругу дважды. «Защитники», задерживая льдинки крюками клюшек, препятствуют нападающим. Если дети ие смогут загнать льдинку, обойдя круг дважды, назначаются другие нападающие — из тех, кто защищал круг.
Правила. «Защитники», свободно поворачиваясь к «нападающим», задерживают льдинку, им не позволяется ее отбивать.
Оборудование: клюшки (облегченного веса) соот­ветственно количеству участников.

«Выбей шар»
Играющих распределяют на две группы. Впереди каж­дой группы предметами обозначают ворота (шириной 60—80 см) и кладут в них по одному пластмассовому шару. Дети становятся против ворот на расстоянии 1 — 2м (со временем расстояние увеличивается до 3 м). По сигналу «Выбей шар» они клюшками посылают шайбу в шар, чтобы выбить его из ворот. Каждый ребенок бросает шайбу до первой ошибки. В конце подсчитывают, с какого раза каждый ребенок выбил шар из ворот.

«Попади шайбой в круг»
Перед ребенком чертят круг. Стоя вполоборота к нему, ребенок клюшкой посылает шайбу в круг

 «Сбей городок»
По одной линии кладут парами чурки из городков на расстоянии 1 м друг от друга.
Дети с клюшками и шайбами становятся друг против друга. Они посылают шайбу вперед, пытаясь сдвинуть чурки с места. Детям, которые попали шайбой в чурку, разрешается сбивать более сложное сооружение из чурок — «пушку», «колодец». Участники, не попавшие в чурки, пробуют еще раз сбить их.
Победителем считается тот, кто сбил больше разных сооружений.

«Хоккей»
К игре допускаются дети, умеющие правильно ударять клюшкой по шайбе. Один малыш защищает ворота. Участников распределяют на равные по количеству груп­пы. У каждой из них свой вратарь и капитан. Группы действуют лишь по очереди.
По сигналу вратарь занимает свое место перед ворота­ми, а другие участники этой группы собираются на противоположной стороне площадки. По второму сигналу капитан начинает разыгрывать шайбу вместе с другими участниками, чтобы за 2— 3 передачи послать ее в во­рота. Вратарь останавливает шайбу крюком клюшки. Если же группа детей забьет ее в ворота, то получит очко. Потом эта группа наблюдает. Играет вторая группа. Вратарь и капитан назначаются из ее состава. Каждый раз игра продолжается 3—5 мин, повторяется 4 раза. После этого подсчитывают, какая группа набрала боль­ше всего очков. Ее участники проходят по площадке с поднятыми клюшками.
Правила. Нельзя забивать шайбу с первой подачи. За нарушение правил играющих выводят из игры на 1 —2 мин.
Указания к проведению. Напоминать детям, чтобы во время игры они не толкались, не подбрасывали шайбу высоко в воздух, не поднимали клюшку выше плеча, не заходили в зону возле ворот.
Оборудование: приготовить площадку (7,5x7,5 м), оградив ее высокой снежной насыпью. Двумя предметами обозначить ворота с одной стороны площадки. Клюш­ки соответственно количеству играющих, шайба или де­ревянный кубик.

Катание на санках
Программное содержание: при катании на санках развивать равновесие, согласованность движений, учить возить друг друга.

«Почтовый поезд»
В разных местах площадки на расстоянии 15 — 20 ша­гов находятся «станции» — небольшие участки. Началь­ник каждой станции стоит посередине этого огражден­ного места. У него есть один-два мешочка с ватой. Из санок составляют поезд, последние санки — почтовый ва­гон. На этих санках сидит ребенок с «почтой» — мячом или мешочками.
Участники везут санки от одной «станции» к другой. Когда «поезд» подходит к «станции», начальник бросает «почту» ребенку, сидящему на последних санках или ребе­нок бросает «почту» начальнику. Проигрывает тот, кто не поймал «почты»,— он выходит из игры.
В игру можно ввести стрелочника для регулирования движения почтовых поездов. Когда поднят красный фла­жок, поезд останавливается, когда зеленый — можно ехать.
Правила. «Почту» бросать лишь при полной оста­новке санного «поезда».
Указания к проведению. Участники время от времени должны меняться ролями.
Оборудование: станции обозначить на снегу краской; 2 — 3 пары санок, несколько мешочков с поролоном (ва­той) либо мячи диаметром 15 — 20 см.

«Путешествие в холодные страны»
Половина участка объявляется «холодной страной». Там живет «медведь». Одни дети изображают оленей (на головы их можно надеть маски — шапочки оленей), другие путешественников. Дети, изображающие путе­шественников, сидят на санках. Они объезжают на «оле­нях» участок и едут в «холодную страну». Там «путе­шественники» слазят с «оленей» (санок), прыгают со «льдины на льдину». Но появляется «медведь» и пытается их поймать. «Путешественники» быстро садятся в санки и едут назад. При повторении дети меняются ролями.
Правила. «Медведь» не должен выходить за пределы «холодной страны».
Указания к проведению. «Медведя» следует садить на таком расстоянии, чтобы «путешественники» успевали отъезжать на санках.
Оборудование: две-три пары санок, маски — шапочки оленей, медведей.

«Пожарники»
Большинство детей назначают «пожарниками», одного ребенка — «дежурным» и одного «трубачом». «Пожарни­ки» заходят за какое-то сооружение — отдыхают. Рядом стоят санки со снежками. Договариваются, кто будет везти санки. «Дежурный» смотрит в бинокль — нет ли пожара — и тоже идет отдыхать. В это время воспита­тель незаметно для всех кладет в одном месте площад­ки обруч, а ближе к детям (на расстоянии 3,5—4 м) — палку и громко сообщает: «Пожар». «Трубач» вы­бегает, трубит, а «пожарники» садятся на санки со снеж­ками и едут на «пожар». Остановившись перед палкой, они слезают с санок и бросают снежки в обруч. Если все снежки попали в обруч, «пожар» погашен. «Трубач» играет отбой, «пожарники» садятся на санки и едут к себе.
Правила. «Пожарники» не имеют права подъезжать вплотную к обручу. Кто это сделает,. считается обож­женным огнем и отходит в сторону.
Указания к проведению. Следить, чтобы «пожарники», которые возят санки, при повторении действий сменялись. Каждый раз воспитатель кладет обруч в разных местах площадки.
Оборудование: 2 — 3 пары санок, бутафорский бинокль, обруч, труба, снежки, слепленные заранее.

«Сбей колпак»
На санках устанавливают небольшую снежную бабу с ярким колпаком на голове. Вдоль площадки проводят две параллельные линии на расстоянии до 3 м одна от другой. Вдоль одной линии становятся дети, у каждого из них снежки. Вдоль другой воспитатель или назначенный ребенок медленно тянет санки. Играющие бросают снежки в колпак, когда санки проезжают мимо них. Таким обра­зом, они должны бросать снежки последовательно, по мере приближения санок. Дети принимают правиль­ную позу: становятся вполоборота к цели, выставив вперед ногу (противоположную руке,. которой ребенок бросает), делают сильный толчок опорной ногой и взмах рукой. При повторении бросают левой рукой.

Программное содержание: кататься на сан­ках с горки, выполняя дополнительные задания на коор­динацию движений. Повторять соответствующие развле­чения, которые проводились в старшей группе. Усложнение: при спуске с горки поднять флажок, игрушку и др.



По этой теме читайте на сайте :