ГлавнаяДамская комнатаРоспись ткани - БатикСоздание сетки трещин кракле

Размер и рисунок трещин зависят от способа покрытия восковой мас­сой и степени сминания. Натяните ткань на раму и разделите ее каран­дашом на участки. Восковая масса должна находиться рядом с рамой в разогретом состоянии (на водной бане, плитке или спиртовке).

Краси­тели располагаются так, чтобы кап­ли не попадали в восковую массу. Иначе это может привести к раз­брызгиванию горячего парафина и ожогам. Сначала работают щетин­ной кистью, стараясь, чтобы масса легла равномерно. Впитываясь, воск придает ткани некоторую про­зрачность и делает ее чуть темнее. Это позволяет следить за равномер­ностью проникновения воска в структуру. Воск на кисти остывает быстро, поэтому кисть надо снача­ла немного разогреть в основной массе воска. Всегда следите, чтобы воск был горячим и пропитывал ткань, иначе краситель будет зате­кать под него, что недопустимо.

Поупражняйтесь в освоении об­щих приемов нанесения воска. Это пригодится в дальнейшей работе. Проведите ряд экспериментов. Про­вощите десять участков ткани рав­номерно. Оставьте 6 — 8 из них для дальнейших упражнений. По остав­шимся участкам проведите воском еще несколько линий: на одном об­разце — кистью, на другом — чан-тингом или воронкой. Полосы дол­жны лечь сверху и быть немного вы­пуклыми. В другой части нанесите несколько капель воска. Попробуй­те тот же вариант сделать иначе —сначала нанесите полосы и капли, а потом покройте ткань воском сплошь. Снимите ткань с рамы и со­мните каждый участок отдельно.

Сминать ткань попробуйте тре­мя способами. Например, один рав­номерно покрытый трещинами уча­сток сомните слегка, второй — очень сильно, третий — сомните вертикально или горизонтально. После обработки всей ткани рассте­лите ее на стекле или пленке. Что­бы составить полное представление о всех способах нанесения сетки трещин кракле, разведите часть кра­сителя спиртом, а часть уксусом. Третий краситель разведите водой.

Для большей наглядности выбе­рите красители разного цвета. Один равномерно покрытый трещинами участок ткани покройте щетинной кистью красителем на спирту, вто­рой —красителем на уксусе. Третий сначала протрите обильно смочен­ной спиртом или уксусом ваткой. И только после этого—красителем на воде. Дело в том, что воск, пропи­тав волокна ткани, перекрывает к ним доступ красителя даже в трещи­нах. Спирт (водка, одеколон) и ук­сус частично растворяют восковую массу, что способствует лучшему проникновению красителя. Если ткань предварительно не протереть спиртом, а сразу нанести краситель на воде, трещины получатся блед­ными, без четкого рисунка.

Нанеся краситель, оцените ри­сунок трещин на просвет или с об­ратной стороны. Протрите ткань влажной тряпкой и прогладьте утюгом через несколько слоев га­зеты. Работу перед снятием воска протрите, иначе капли краски, оставшиеся поверх воскового по­крытия, впитаются при глажении в ткань, образуя пятна. Если воск нанесен на ткань толстым слоем, сначала потрите ее, как при стир­ке, и лишний воск осыплется.

Под ткань подложите несколь­ко слоев газеты, а сверху — два, за­тем один. Проглаживайте горячим утюгом до тех пор, пока бумага не пропитается воском. Пропитанные листы удалите и замените чистыми с обеих сторон ткани. Операцию по­вторяйте до тех пор, пока бумага не будет оставаться чистой.

При сминании ткани стреми­тесь, чтобы воск не осыпался, ина­че на этих местах после прокраши­вания останутся некрасивые пятна. При закрашивании обойдите обра­зовавшиеся на сильно смятой тка­ни участки, на которых трещины слились в пятно, покрытое мелки­ми крошками воска. Если трещи­ны на ткани на просвет практичес­ки не видны, сомните ткань еще раз. При этом учтите, что во вре­мя глажения трещины станут яснее вследствие разрушения стенок тре­щин и проникновения в ткань кра­сителя вместе с расплавленным воском (см. вкладку, фото 24).

В случае когда на восковое по­крытие были дополнительно нане­сены капли воска, покрытие обло­мается вокруг них и создаст узор, похожий на каменную кладку. На ткани с дополнительными полоса­ми покрытие обломается вдоль края полос. То, что воск ломается прежде всего на границе тонкого и толстого слоев, позволяет целе­направленно использовать эту осо­бенность.
Популярность данного эффекта объясняется еще и тем, что он по­могает скрыть некоторые дефекты росписи. Группируя трещины в нуж­ных местах, вы придадите фактурность (каменная кладка, скалы), до­полните цветовую гамму, оживите слишком лаконичную композицию.

Сетка трещин спасет скучную вещь. Но вы рискуете испортить и самую хорошую роспись при излишнем применении или небрежном выпол­нении кракле.



По этой теме читайте на сайте :