ГлавнаяДамская комнатаРоспись ткани - БатикСоздание купона ткани для топа, блузки или платья в стиле батик

Теперь, имея некоторый опыт работы в технике узелкового бати­ка, приступим к выполнению более крупных вещей. Начнем с изготовле­ния купона ткани для блузки-топа, так как выкройка очень проста, а пло­щадь ткани невелика.

Под купоном чаще понимают та­кое расположение узора на ткани, когда большая его часть расположе­на с одной стороны ткани и, посте­пенно уменьшаясь, переходит в фон. На противоположной стороне ткани часто для композиционного равнове­сия имеется более узкая полоса узо­ра, сочетающегося с основным. В этой полосе узор или как бы устрем­ляется навстречу первому, также ра­створяясь в фоне, или образует свое­образную кайму (рис. 71, а, б, в).


Приступая к крашению, проду­майте, с чем вы будете носить изде­лие. Например, если топ будет но­ситься с темной юбкой или брюка­ми, основной темный орнамент на нем лучше сделать сверху.

Окрасить ткань можно любым из вышеописанных способов или соче­тая их. К примеру, сложив ткань вер­тикальными складками, в каждой из них (или через одну) аккуратно раз­местите горошину и обвяжите ее. Перевязав сторону ткани с гороши­нами двумя-тремя перевязками, а противоположную сторону—одной (в обоих случаях на некотором рас­стоянии от края ткани), вы и полу­чите после крашения купон. В этом случае узор создает исходный цвет ткани, сохранившийся под обвязка­ми. Если задуман темный орнамент, необходимо обвязать среднюю часть ткани, сложив ее складками или свернув жгутом. При этом удобнее сначала подготовить задуманный орнамент по краям ткани, используя горошины, жгутики, обвязки, а по­том обвязать среднюю часть. Для более плавной границы перетекания орнамента в фон хорошо сделать уз­кую перевязку на некотором рассто­янии от основной, сохраняющей цвет (см. вкладку, фото 8).


Усложните узор, окрасив перед обвязкой края ткани в другой цвет (аналогично детской юбке). При этом один край ткани надо опустить в краситель глубже, чем другой. За­конченное изделие прополощите, слегка постирайте и прогладьте.
В окрашивании ткани для блузки есть своя специфика. Ведь орнамент на полочках, рукавах, воротнике чаще всего бывает симметричным.

Для того чтобы орнамент был симметричным, ткань перед кра­шением надо сложить вдвое и толь­ко потом завязывать узлы или об­вязывать предметы.

Если же вы хотите создать макси­мально одинаковый узор на парных деталях блузы, окрашивайте уже го­товый крой. Например, расположи­те по схеме узора и обвяжите мелкие предметы на полочках, заложите складки и перевяжите в одних и тех же местах рукава (в этом случае мож­но окрашивать сразу оба рукава, сло­жив их вместе). Так же вместе ок­расьте парные детали воротника и манжеты.


Можно окрасить уже готовую блузку, и надоевшее изделие приоб­ретет новый, свежий вид.
При окрашивании ткани для пла­тья (см. вкладку, фото 11) важно учи­тывать фасон. Ведь именно от этого зависит расположение узора. Если платье прямое, окрашивайте ткань одним куском, если отрезное, напри­мер с расклешенной юбкой, придет­ся окрашивать крой. Узор в прямом платье разместите следующими спо­собами: основной орнамент нахо­дится внизу, по подолу платья, с от­кликом вверху (или наоборот), а также асимметрично-вертикаль­ной полосой по одному боку. В платье сложного кроя целесооб­разно окрашивать вместе парные детали кроя или окрасить не все, а только некоторые детали, напри­мер кокетку или рукава, полочки и т.д.

Попробуем с помощью узелко­вой росписи создать эффект варен­ки. Ткань перевязывается мелкими жгутиками, узлами и складками, покрывающими всю поверхность, после чего окрашивается в цвет иной насыщенности, чем исходный (голубой + синий, розовый + крас­ный и т.д.).

Второй способ создания эффек­та варенки пригоден только для цветной хлопчатобумажной ткани. Для осветления тканей используют сильные отбеливатели или раствор мочевины. Прежде чем заняться ос­ветлением ткани или изделия, сле­дует проверить, как и насколько ме­няет цвет данная ткань в конкрет­ном отбеливателе. Для этого от­режьте несколько маленьких лоскутков для образца и опустите один из них в раствор отбеливате­ля. Через 15 — 20 минут посмотри­те, осветлился ли он.

Для сравнения намочите второй лоскуток и поло­жите его рядом. Если результат вас не устраивает, попробуйте следую­щие варианты. Нагрейте раствор до 90 — 95° С, добавьте пару столовых ложек соды, увеличьте время обес­цвечивания. Найдя оптимальный вариант, приступайте к обесцвечи­ванию изделия. Завяжите жгуты и узлы и опустите в раствор. Следи­те, чтобы изделие не всплывало. Следует учесть, что не все красите­ли поддаются подобному вытрав­ливанию, а значит, и не всякую вещь можно сделать «вареной».



По этой теме читайте на сайте :