ГлавнаяЭнциклопедия выживанияСнежные лавины и снежные карнизы

Лавина или снежный обвал — это масса снега, падающая или соскаль­зывающая с крутых склонов. Образование лавин возможно во всех рай­онах, где устанавливается постоянный снежный покров.
Возникать лавины могут в любое время года и суток от перегружен­ности снегом склонов во время метели или после обильных снегопадов вследствие малой силы сцепления между новым снегом и подстилаю­щей поверхностью. Это так называемые сухие лавины.
    
    
    
    
Смерть под лавиной
13 июня 1990 года в 18 ч 30 мин по московскому времени в районе пика Ленина на Памире произошло землетрясение, вызвавшее сход снеж­ной лавины. Она накрыла альпинистский лагерь, расположенный на высоте 5300м. Спортсмены были сброшены на ледник, провалились в трещины, и их засыпало огромной массой снега. Погибло 43 челове­ка — самое большое число альпинистов, когда-либо участвующих в восхождениях групп.
    
Мокрые лавины возникают во время оттепелей или после дождя из-за возникновения между слоем снега и подстилающей поверхностью склона водной смазки и пропитывания водой снежной толщи. При образова­нии в нижних слоях снежной толщи разрыхлений, состоящих из не связанных друг с другом кристалликов, может возникнуть отрыв «снеж­ной доски», то есть вышележащего, плотного слоя снега, и его скольже­ние по разрыхленному нижнему.
Виды лавин по характеру движения
осовы — снежные оползни, соскальзывающие по всей поверхнос­ти склона;
лотковые лавины — движущиеся по ложбинам;
прыгающие лавины — лавины, свободно падающие с уступов.
Обладая огромной разрушительной силой и скоростью движения от 60 до 200 км/ч, лавины становятся причиной многих катастроф, и в первую очередь гибели людей, которые волею случая или небрежности, пренебрежения правилами техники безопасности, а и иногда элемен­тарной неопытности попадают в них, часто сами вызывая (провоцируя) возникновение лавины.
    
    
    
Движение в лавиноопасной зоне
Чтобы не попадать в лавину, мало знать, где их можно ожидать, надо еще и уметь правильно себя вести в лавиноопасном месте, соблюдать определенные правила передвижения.
Главное — не подрезать лавину, лучше обойти опасное место сто­роной. Если этого сделать нельзя, то двигаться по склону лучше всего строго вверх, в крайнем случае — наискось, так как поперечное (го­ризонтальное) пересечение снежного пласта может «подрезать» его, нарушить прочность сцепления снега с подстилающей поверхностью и вызвать лавину. Находясь в лавиноопасном месте, нельзя шуметь и кричать.
    
    
 

 
    
Преодоление лавиноопасного склона

При возникновении лавины надо как можно скорее покинуть опас­ную зону, лучше всего косым спуском. Если же уйти от лавины не удается, необходимо быстро расстегнуть поясной ремень, закрыть час­тью одежды рот и нос, чтобы в них не набилась снежная пыль, и, энер­гично совершая руками и ногами плавательные движения, стараться удержаться на поверхности снежной массы, по возможности продвигаясь к краю лавины. Оказавшись под снегом, следует поджать колени к жи­воту и согнутыми руками прикрыть лицо, одновременно отжимая снег у рта, чтобы можно было дышать. Как только лавина остановилась, необходимо сразу же сделать все возможное для освобождения из-под снега, т. к. он в неподвижном состоянии начинает быстро уплотняться и смерзается, грозя превратиться в западню.
Попадание в снежную лавину, в первую очередь, чревато удушением и переохлаждением тела. При попадании в лавину часто бывают пере­ломы и ранения от ударов о деревья и камни, встречающиеся на ее пути. Тяжелые переломы могут наблюдаться и при попадании в лавину из мокрого снега. Поэтому при откапывании пострадавшего надо быть очень осторожным.
    
    
    
    
Преодоление снежных карнизов
    

    
    
    
На гребнях гор зимой часто возникают снежные карнизы — скопле­ния плотного снега в виде навеса на подветренной стороне острого гребня, возникающие во время метелей из-за «всасывающего» ветрово­го эффекта и завихрений.
    
 
Схема образования снежного карниза

Схема образования снежного карниза

 
Схема образования снежного карниза
    
     
а — зона возможного отрыва карниза; б — осевая линия
гребня; в — конец зоны безопасного движения по карнизному гребню; г — карман карниза; д — снежная подушка под карнизом. Ширина карниза может достигать нескольких метров с выемкой глу­биной до 1,5-2 м



По этой теме читайте на сайте :

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.