СГРАФФИТО
    
Первобытный человек выцарапал осколком камня на стене пещеры примитивный рисунок. Это не что иное, как один из самых древних видов сграффито. Известны рисунки, выполненные просто пальцем по влажному слою глины, нанесенному на стену пещеры. Этот способ сте­нописи — тоже сграффито.

«Сграффито» — итальянское слово. В переводе оно означает «выца­рапывание».
Этрусские и греческие мастера использовали сграффито для декори­рования глиняной посуды. Выцарапанные рисунки можно встретить на керамических изделиях древних народов Латинской Америки — инков и майя.

В XV—XVII веках сграффито широко применяли в Италии для укра­шения наружных стен архитектурных сооружений. Благодаря сравни­тельной простоте технических приемов и высокой прочности сграффито в скором времени распространилось во многих других странах Европы. Знали и удачно применяли сграффито мастера Древней Руси. Сграффито все шире применяют и в советском декоративном искусстве. Примером удачного использования сграффито в современной архитектуре может служить Дворец пионеров и школьников в Москве.


С течением времени изменялись приемы сграффито, вводились новые материалы, совершенствовались инструменты. Мы расскажем вам об одном из видов сграффито — так называемом мокром способе, который иногда именуют резьбой по штукатурке.
Штукатурка должна состоять из нескольких цветных слоев. Резцами и скоблилками мастер обнажает низлежащие слои, получая многоцветный рельефный рисунок. Чем боль­ше нанесено слоев цветной штука­турки, тем многоцветнее и красоч­нее сграффито.

Вы можете с успехом использо­вать сграффито при оформлении ин­терьера пионерской комнаты, фойе, актового зала, школьной столовой.
Не обязательно выполнять работу Рисунок на стене пещеры. Палеолит.
прямо на стене. Если штукатурку сграффито нанести на древесно­стружечные плиты, такие работы можно будет переносить и монтировать в любом месте.

Заранее разработайте эскиз на небольшом листе бумаги. Рисунок на эскизе должен быть цветным, с четкими границами для каждого цвета. Для начала достаточно использовать три-четыре цвета. Составляя эскиз, сразу же решите, в какой последовательности будете наносить слои цвет­ной штукатурки.

Раствор для цветных штукатурок состоит из трех основных частей: связующего, наполнителя и пигментов. В качестве связующего чаще всего употребляют гашеную известь. Наполнителями могут служить речной или кварцевый песок, мраморная пыль, молотый шлак и древес­ный уголь. Лучшим наполнителем считается белый кварцевый песок. Если использовать речной песок, то его надо предварительно обработать, чтобы он был однородным и чистым. Песок просеивают через сито, уда­лив из него камешки и мусор. Затем пересыпают в более частое сито и промывают под проточной водой. Пигменты — это красители, прида­ющие штукатурке различные цвета. Обычно употребляют сухие краси­тели, но можно брать и другие, например гуашь и темперу. Надо помнить только, что они должны быть щелочеустойчивыми.

Раствор для цветных штукатурок замешивайте в деревянных ящиках. Их потребуется столько, сколько задумано цветных растворов. Вместо ящиков можцо использовать тазы и ведра. Но не забывайте, что в глу­бокой посуде трудно размешать раствор так, чтобы получить однородную массу с равномерной окраской.

Раствор для штукатурки белого цвета приготавливают из одной части гашеной извести и трех частей белого песка или мраморной пыли. Для розового раствора нужно взять одну часть гашеной извести, две с половиной части белого песка и половину части молотого красного кирпича. Красный раствор получают из одной части гашеной извести, трех частей белого песка и половины части красного пигмента. Для раствора синего цвета возьмите одну часть гашеной извести, три части белого песка и половину части ультрамарина. Если уменьшить количество ультрамарина, раствор станет голубым. Добавляя в одну часть гашеной извести три с половиной части песка и две десятых части охры, получите раствор желтого цвета. Если в желтый раствор добавите окись хрома, он станет зеленым.

Гашеную известь, песок и краситель загрузите в ящик и тщательно перемешивайте штукатурной лопаткой — мастерком. Одновременно не­большими порциями подливайте чистую воду. Раствор считается готовым, когда он напоминает густое тесто.
Если сграффито будет выполняться на каменной или кирпичной сте­не, предварительно сделайте на ее поверхности зубилом или топором насечки глубиной 3—4 мм. Насечки наносите в виде пересекающихся линий.

Однако советуем начинать заниматься сграффито на кусках толстой фанеры или древесностружечной плиты и уже потом, когда вы приобре­тете опыт и будете уверены в успехе, можете делать рисунок прямо на стене. Плиту (или фанеру) тоже нужно подготовить: настрогайте тонкие реечки и набейте их на плиту в виде решетки.
    
   


    
    
    
1 — терка, 2 — мастерок, 3 — резцы, 4 — скоблилки.
    
    
Подготовленную поверхность стены или плиты смочите водой. Подо­ждав, пока вода впитается, нанесите слой грунта из гашеной извести и песка. Иногда в качестве грунта используют один из цветных раство­ров. Слой раствора наносят на поверхность мастерком, потом тщательно разравнивают, уплотняют и затирают деревянной теркой. Терку изготовь­те из сосновой доски размером 120x180 мм. Чтобы ее было удобно дер­жать в руке, сверху прикрепите ручку. Рабочую поверхность терки за­чистите наждачной бумагой.

Дайте грунту подсохнуть минут 20—25, затем нанесите первый слой цветного раствора. Его обычно делают толще, чем все последующие слои, толщина его может быть 6—7 мм. После того как первый слой подсохнет, то есть минут через 15—20, нанесите второй слой толщиной 3—4 мм. Толщина третьего слоя не должна пре­вышать 3 мм. Если вы решили увеличить число красочных слоев, тол­щину каждого последующего все время уменьшайте, доведя ее до 1—2 мм.

Для перенесения рисунка на поверхность штукатурки изготовьте трафарет — основой для него служит разработанный вами раньше эскиз. Переводить рисунок с трафарета на поверхность штукатурки удобнее всего способом припороха. Все линии на трафарете наколите булавкой на расстоянии 5—6 мм друг от друга. На крупных рисунках интервалы между наколами можно увеличить. Готовый трафарет наложите на шту­катурку и похлопайте по нему марлевым тампоном с сухой краской. На штукатурке должен отчетливо проявиться пунктирный рисунок. По этому рисунку выполняется резьба.

Резать штукатурку можно лишь в течение пяти-шести часов после нанесения последнего, верхнего слоя, пока она еще влажная. Сперва раствор подрезают по контуру резцом — можно использовать для подрез­ки скальпели или перочинные ножи. Резец держите в руке под углом примерно 60 градусов к поверхности штукатурки, прорезая по пунктир­ным линиям канавки на глубину, приблизительно равную толщине верх­него слоя цветной штукатурки. Постоянно следите за тем, чтобы резец резал, а не мял штукатурку. Чистые четкие линии делают сграффито наиболее выразительным.
Затем выбирают подрезанный раствор скоблилками, обнажая следу­ющий слой. Скоблилки изготовьте из старых плоских напильников, об­работав их на точиле. Можно сделать скоблилки и из стальной прово­локи диаметром около 2 мм или из спиц старого зонта, изогнув их, как показано на рисунке.
    
Резьбу удобно выполнять в определенной последовательности, посте­пенно срезая намеченные участки цветного раствора, начиная с верхнего слоя и переходя к низлежащим.
На рисунке вы видите простую декоративную пластину — образец сграффито для начинающих. На основу было нанесено три слоя цветного раствора. Нижний слой красный, средний — зеленый и верхний — жел­тый. При работе над этой пластиной резцом и скоблилками была снята часть верхнего желтого слоя и выявлен в этих местах зеленый цвет. Затем в пределах рисунка сняли зеленую штукатурку и выявили крас­ный нижний слой. Примерно такой же последовательности придержи­вайтесь при работе над сграффито независимо от количества слоев цвет­ной штукатурки.

Техника сграффито позволяет выполнять сложнейшие композиции. Но не беритесь сразу за сложный рисунок. Для начала попробуйте по­работать над орнаментом, выполняя резьбу по штукатурке, состоящей из двух-трех цветных слоев. А с приобретением опыта можно перейти к работе над более сложными композициями.



По этой теме читайте на сайте :

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.