ГлавнаяТворчествоУчимся рисовать ГрафикаРисунок карандашом. Материалы и инструменты.

Рисунок карандашом

Этот раздел, думаю, заинтересует в первую очередь тех, кто хочет научиться рисовать или уже рисует и хочет рисовать еще лучше. В нем Вы найдете рекомендации начинающим художникам и советы тем, кто уже прошел начальные стадии обучения.
Если мысль о том, что из Вас мог бы получиться неплохой художник, вызывает у Вас большие сомнения,  отбросьте неуместный страх и скажите себе: «Не нужно ничего бояться, я просто отправляюсь в удивительное приключение!». Именно эта мысль помогает не бояться неудач и избавляет от неуверенности. Очень скоро начинаешь воспринимать сам процесс рисования как увлекательное путешествие, помогающее открывать и любить окружающтй нас мир.
     Глядя на некоторые картины удивляешься мастерству и технике работы художника. Конечно, большую часть креативности работы определяет талант, но без систематической работы его не раскрыть в полной мере. Частые тренировки помогают  добиться поставленных целей. Впрочем, не стоит забывать и о фантазии. И если у Вас твердый характер, большое желание рисовать и богатая фантазия - то дерзайте!

Рисунок карандашом
Что такое графика?

Техник рисования на самом деле существует немало (каждый художник может смело заявить, что у него своя собственная техника, и будет, кстати, прав),  ведь с помощью карандаша можно получить бесконечно много оттенков, градаций тона.( В рисунке используются карандаши различные по степени мягкости) . Или .. Вы можете рисовать  красками- масляными, гуашью, акварелью.  И в каждом случае приёмы рисования (например, как положить краску или в какую сторону будут смотреть штрихи на рисунке) будут разными.
На самом деле выделяют два основных вида изобразительного искусства:живопись и графика. Хотя , первой следует писать всё- таки графику, ведь  именно она стоит у истоков большинства произведений искусства, потому как все они начинались с карандашных набросков или эскизов, то есть , с графики. Обратившись к услугам словаря, находим такое определение слова «графика»:

Графика( греч.graphike, от grapho- пишу)- это вид изобразительного искусства, включающий рисунок и различные виды печатной графики изображения ( гравюра, литография, монотипия и т.д.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.
                                                                 
Рисунок- основной вид графики.Выполняется с помощью контурных линий, штрихов, светотеневых пятен в одном или нескольких цветах, преимущественно на бумаге.Главные виды художественного рисунка: станковый рисунок, эскиз, этюд, зарисовка с натуры. В рисунке используются такие графические материалы как:"мягкие материалы"( уголь, пастель, сангина, соус,сепия), краски, наносимые кистью и пером (тущь, чернила, бистр), карандаши.
Рисунки карандашом обычно выполняются на гладкой бумаге (например, бумага для черчения); на шероховатой и зернистой бумагу рисунки выполнять сложнее.
Бумага.
Подготовка к рисунку начинается обычно с выбора подходящей бумаги. Для быстрых набросков и небольших зарисовок достаточно приобрести обыкновенный альбом для рисования. Для более крупных и длительных рисунков следует выбирать продающуюся отдельными листами плотную бумагу „полуватман”, „александрийскую” или чертежную. Закрепить бумагу на доске можно кнопками, но лучше натянуть ее на планшет.

Основные производители качественной бумаги

  Arches                                 Франция
  Canson/Montgolfier               Франция
  Daler                                   Великобритания
  Fabriano                               Италия
  Grumbacher                         США
  Guarro                                 Испания
  RWS                                    США
  Schoeller Parole                    Германия
  Whatman                              Великобритания
  Winsor/Newton                      Великобритания

                                                                                               
Карандаш.
Есть разные параметры, по которым можно выбрать себе карандаши. Они есть фирменные, например CONTE, DERWENT, LYRA и других фирм  или же безликие карандашики в упаковке или без с надписью "Made in China”. От преобретения последних советую воздержаться. Поверьте, разница есть! Можно рекомендовать отечественные карандаши марки „Конструктор”, „Орион”, „Маяк”.  Для набросков под пастель предпочтительны карандаши CONTE "Revolution” B или HB, такие зелёные, а на коробке нарисован монстр, который никак не может перегрызть этот самый карандаш. Степень мягкости карандаша принято обозначать на конце его деревянной оправы цифрой и буквой „М”, „2М”, „ЗМ” и т. д., с увеличением номера „М” возрастает и мягкость карандаша. Твердые карандаши обозначают буквой „Т”; „2Т” тверже, чем „Т”, а „ЗТ” тверже, чем „2Т”, и т. д. Таким образом, для большей наглядности, расположим наши карандашики от самого твердого до самого мягкого : 9Н- Н -> НВ -> В- 9В.

Карандаши KOH-I-NOOR
              Таблица типов
Мягкий тип              Средний тип       Твердый тип        Очень твердый
(художественный)  (обычный)           (технический)              тип
7B                             2B=1                      H=3                       6H
6B                               B                        2H                           7H
5B                             HB=2                    3H=4                       8H
4B                               F                         4H                          9H
3B                                                         5H

Рисунок удобнее начинать карандашом средней мягкости „ТМ” или „М”, а затем переходить к более мягким номерам „2М” и „ЗМ′, потому, что ими удобнее сделать нужной толщины и насыщенности линию, дать нужный тон или усилить тени. К тому же , мягкие карандаши удобнее затачивать нужным образом, так как грифель мягкого карандаша толще, нежели твердого:

Заточка карандаша
Затачивать карандаши лучше всего острым ножом, скальпелем или лезвием, как показано на рисунке. Можно, конечно, использовать и точилку, только карандаша, а особенно очень мягкого, надолго не хватит. А вот карандаши для набросков (типа Н и НВ) с тонким и более крепким грифелем, вполне можно затачивать при помощи точилки в целях экономии времени.

Сочетая карандаши разной мягкости в одном рисунке, можно добиться потрясающих результатов:

Обычно для набросков или эскизов используется один карандаш- H, HB или B.Свой любимый карандаш каждый выбирает сам в ходе творческого процесса.
Однако выбор того или иного номера карандаша зависит и от качества бумаги и от той учебно-творческой задачи, которую вы в данном случае ставите. Например, быстрые наброски удобно делать очень мягким карандашом, а длительный рисунок на бумаге типа „полуватман” можно начинать легкими штрихами карандашом „Т” или „ТМ”. На гладкой бумаге лучше ложится мягкий карандаш, на более шероховатой бумаге — удобен карандаш средней мягкости, а на бумаге с зернистой поверхностью, вроде ватманской, рисовать карандашом очень трудно, так как линия или штрих получаются прерывистыми и рыхлыми. На бумаге „ватман” работают акварелью.

Как заточить карандаш

Еще понадобится стирательная резинка (предпочтительна, так называемая, "клячка"- резинка, форму которой можно с помощью своих пальцев менять как захочется, как  пластилин).Однако, чем меньше вы будете прибегать к резинке, тем свежее и приятнее будет рисунок. Не следует также злоупотреблять так называемой „тушевкой”, когда графит растирают на бумаге пальцем. Это сообщает рисунку безжизненный, скучный и однообразный вид. Наиболее типичной техникой рисунка простым графитным карандашом является штрих.

Уголь. Столь же популярным материалом для рисунка, как карандаш, является простой древесный уголь. Уголь обычно продается в виде небольших круглых палочек. Его нетрудно изготовить и самому. Для этого нужно настрогать сухих березовых палочек толщиной чуть поменьше карандаша и уложить их вертикально в высокую консервную банку. Длина палочек должна соответствовать высоте банки. Палочки надо уложить плотно, засыпать песком, закрыть банку крышкой и замазать глиной. В крышке необходимо сделать маленькое отверстие. Когда положите банку в огонь, то газ от тлеющих палочек в банке будет выходить через отверстие в крышке й загорится синим пламенем. Как только синий огонек над отверстием в крышке погаснет, банку надо вынуть из огня — уголь готов.
Мягкий, хорошо растирающийся на бумаге уголь дает художнику богатые возможности. Углем можно провести и сравнительно тонкие линии и проложить широкие пятна любой формы, широкая тональная шкала угля позволяет быстро находить самые светлые и самые темные тона натуры.

Углем часто делают наброски, им размечают на холсте подготовительный рисунок для живописи и им же выполняют большие законченные рисунки.

Однако мягкий и податливый материал угля имеет и свои недостатки. Уголь плохо скрепляется с бумагой, осыпается, выполненные им рисунки нужно фиксировать или хранить под стеклом. Чтобы уголь лучше втирался в поры бумаги, следует выбирать шероховатую бумагу, а если такой нет, то слегка протирать шкуркой гладкую бумагу, чтобы сделать ее более восприимчивой к углю. Для набросков, выполняемых углем, вполне пригодна даже оборотная сторона обоев, на которую уголь ложится довольно хорошо. Фиксировать уголь можно либо слабым раствором канифоли в денатурированном спирте (10 гр канифоли на полстакана спирта), либо раствором желатина в воде (10 гр желатина на стакан воды). Неплохой фиксатив получается также из снятого коровьего молока с примесью воды. Обрызгивать рисунки фиксативом нужно из пульверизатора на расстоянии двух-трех шагов от рисунка, который лучше всего положить на пол и прикрепить к полу кнопками во избежание коробления смачиваемого листа. Обрызгивание нужно производить сверху, чтобы избежать подтеков. Фиксировать рисунок лучше раза два-три, обрызгивая его небольшими дозами.

Из других материалов, которыми пользуются для рисунка, следует указать еще на угольный карандаш, прессованный уголь, соус и сангину.

Угольный карандаш продается обычно под названием „Ретушь”. В отличие от простого графитного карандаша он дает гораздо большую контрастность светлых и темных тонов. По своим техническим качествам угольный карандаш близок к углю, но не так осыпается и с трудом стирается резинкой. Работа угольным карандашом требует известного опыта, так как допущенные в ней ошибки почти не поддаются исправлению. Рисунки, выполненные угольным карандашом, также необходимо фиксировать.

Прессованный уголь поступает в продажу в виде небольших круглых или четырехугольных палочек. Похож во многом на угольный карандаш, но почти не осыпается и не стирается резинкой.

Соус имеет вид коротких палочек, обернутых в оловянную бумагу, очень хрупок, сразу дает бархатистый черный тон, легко растирается, позволяет делать мягкие переходы от одного тона в другой. Работать непосредственно палочкой соуса не рекомендуется, так как она сильно чернит и пачкает рисунок. Обычно пользуются растушевкой — свернутым в трубочку небольшим обрезком бумаги с острым концом. Предварительно соус в небольшом количестве растирают на отдельном листке бумаги и оттуда осторожно наносят его растушевкой на рисунок. Если вместо растушевки работать кистью, а соус разводить на воде, то рисунок бывает похож на акварель или на китайскую тушь. Способ этот широко известен под названием „мокрого соуса”.

Сангина, так же, как и прессованный уголь, изготовляется в виде коротких круглых или четырехгранных палочек. Ее красивый теплый цвет — красно- или темно-коричневый — очень эффектен в рисунках головы или обнаженной фигуры. В работе сангиной применяются те же приемы, что и в работе углем. Сангина дает возможность наносить и разнообразные штрихи, и различной силы пятна. Ее можно растирать ваткой, можно применять растушевку, можно стирать резинкой. Как работа угольным карандашом и соусом, так и работа сангиной, требует значительного опыта.

 



По этой теме читайте на сайте :

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.