ПРОСЕЧНОЕ ЖЕЛЕЗО
    
  
Рождение искусства просечного железа относится к самым отдаленным временам развития кузнечного дела. Ковка и просечка столетиями мир­но сосуществовали и успешно развивались вплоть до прошлого века.
В древнерусском декоративном искусстве просечной металл распро­странился очень широко. «Плоскостное узорочье» вплетали в белокамен­ную резьбу Владимиро-Суздальской Руси подзорами крыш и куполов, фонарями, дверными петлями. В домах просечными полосами оковыва­ли сундуки, поставцы, шкатулки.

Изготовление просечных изделий развивалось в основном в Воло­годской, Новгородской, Ярославской областях: близки были центры вы­плавки железа — Устюжна Железнопольская и село Уломы.
Очень интересны работы великоустюжских мастеров. В раститель­ных мотивах просечки переплетаются ветки и цветы самых разнообраз­ных очертаний.

Иногда просечной узор обогащался пластически: отдельные его де­тали прочеканивались, поднимались над плоскостью. Или наносился зу­билом дополнительный узор.
Цвет тоже играл немалую роль. Просечное железо воронили, лудили, покрывали позолотой. Фон часто раскрашивали в яркие цвета. Но иногда фона не было вообще — просечной ажур смотрелся на просвет.
Особое внимание в просечке уделялось силуэту. Рисунок наносили так, чтобы просветы создавали свой дополнительный узор. Таким обра­зом, очень часто отходов от вырубки орнамента не было — вырубленная часть имела самостоятельную художественную ценность.
    
   


Просечные накладки деревянного сундучка. XVIII в.
    
    
Узор обычно вырубали на деревянных топчанах. Поэтому края его оказывались несколько загнутыми внутрь, что придавало изделию боль­шую скульптурность.
Со временем многие приемы просечки ушли в прошлое, забылись. Но художники наших дней начинают возрождать этот древний вид при­кладного искусства. Может быть, и вы примете участие?

Металл — тонкое листовое железо. При небольших размерах изделия можно использовать и жесть, и латунь, и красную медь. Все они доста­точно ковки, растяжимы и хорошо просекаются.

Желательно, чтобы в железе содержалось меньше 0,25 процента уг­лерода, в этом случае оно будет мяг­ко и податливо. Для усиления этого свойства металл можно отжечь, то есть нагреть до малинового цвета на углях или газовой горелке и дать остыть на воздухе. После отжига протравите пластину в пятнадцати­ процентном растворе кислоты, что­бы удалить окалину. Качество ме­талла будет еще лучше, если вы проделаете эту операцию и до от­жига. Каждый раз хорошо промы­вайте лист проточной водой. 3. Зенкова.

Фонарь. 1971 г.

Рисунок наносите на металл через копировальную бумагу. Можно рисовать и мелом, но в этом случае придется закрепить его лаком. Желательное условие — повтор одних и тех же элементов рисунка. Это придает узору ритм, движение.
Узор просекают на торце плотного дерева, обрезке толстой доски или свинцовой пластине. Инструмент — сечки наподобие долот и мелкие зубильца с прямым  и полукруглым рабочим концом, остро заточенные. Молоток должен весить 150—200 г, иметь широкую ударную часть и закругленный в виде полушария противоположный конец.

Высеченный узор выправляют на плоскости, но так, чтобы слегка загнутые зубилом края не выравнивались: выпуклая поверхность придает изделию пластичность.
Просечной узор мoжef иметь и некоторый рельеф. Для этого с обрат­ной стороны его нужно простучать закругленным концом молотка. Ино­гда наносится несложный чеканный рисунок в виде точек, крестиков. Однако этими элементами не нужно перенасыщать просечной узор — от этого утрачивается его целостное восприятие.
Заусенцы, оставшиеся после просечки, опиливают надфилями различ­ных профилей.

На готовый узор надо нанести покрытие, предохраняющее его от ржавчины и окисления. Есть очень много рецептов покрытий, мы приве­дем три из них.

1. Пластину покрывают натуральной олифой и нагревают в печи до 400 градусов. Образуется очень прочная пленка черно-коричневого цвета.

2. Отполированную пластину погружают в расплавленную натриевую селитру с температурой 300—350 градусов. В течение одной — трех минут на поверхности образуется прочная пленка темно-синего цвета.

3. Поровну смешивают азотнокислый калий и азотнокислый натрий. Смебь нагревают в керамической посуде до расплавления. Пластину погружают в смесь, а затем в кипящую воду. Образующаяся пленка имеет густой черный цвет и хорошо предохраняет поверхность от ржав­чины.

Будьте внимательны: работать с химикалиями нужно в прорезинен­ном фартуке, рукавицах и защитных очках. Помещение должно хорошо проветриваться.
Если вы не сможете воспользоваться этими рецептами, не огорчай­тесь: изделие, обезжиренное пятнадцатипроцентным раствором серной кислоты, можно просто покрыть лаком. Лучше всего использовать ца­понлак. Покрывать нужно тонким слоем, чтобы сохранить красоту поверхности металла. В случае неудачи снимите лак тряпкой, смоченной в ацетоне, и повторите операцию.

Монтируют просечной узор на дереве маленькими укороченными гвоздиками или булавками с полукруглыми шляпками. Чтобы не испор­тить плоскость металла, гвозди забивайте наставкой — стальным стерж­нем с ямкой на конце. Ямку наставляйте на шляпку гвоздя, а молотком осторожно ударяйте по другому концу наставки. Цвет гвоздиков должен соответствовать цвету пластины. Нужно иметь в виду, что выпуклые шляпки играют декоративную роль, поэтому нужно выбирать такие места, чтобы гвозди служили элементом композиции.
Металлические накладки должны быть пригнаны настолько плотно, чтобы они составляли с деревом единое целое. Тогда они не станут цеп­ляться, и пыль стирать будет удобнее.
 



По этой теме читайте на сайте :