ГлавнаяЭнциклопедия выживанияПодготовка к переходу в поисках спасения

ПОДГОТОВКА К ПЕРЕХОДУ В ПОИСКАХ ПОМОЩИ И СПАСЕНИЯ
    
    
В случае, когда самолет, вертолет, воздушный шар, автомобиль или какое-либо другое транспортное средство, на котором вы находились, по­терпело катастрофу и вы оказались в аварийной ситуации, остаться возле них может оказаться наилучшим решением, если, конечно, это приемле­мо с точки зрения вашей безопасности. Разбитое транспортное средство — это прекрасное убежище. Кроме того, его легче обнаружить спасателям, а для вас это еще и возможность использовать все, что имеется на борту транспорта, для обеспечения своего выживания — материю, куски железа, проволоку, аптечку, радиостанцию, сигнальное зеркало и т. п.


Если же нахождение с потерпевшим аварию транспортным средством опасно, имеется возможность затопления, схода лавины, камнепада, взрыва, или если подобное уже произошло и вы успели только отойти, отбежать или отползти от места трагедии, то, придя в себя и оказав при необходимости медицинскую самопомощь, необходимо как можно ско­рее обследовать окрестности, не отходя, однако, слишком далеко. Это даст вам возможность правильно оценить свое положение и возможно­сти с точки зрения наличия воды, пищи, топлива, укрытия от непогоды и дальнейшего передвижения в поисках людей.
Время, затраченное на сбор информации, не пропадет зря, так как вы тратите его на поиск самого безопасного варианта существования — того, который поможет вам выжить.
Вероятно, самое первое решение, которое вам придется принять — это выбор: ждать помощи на месте или двигаться. Простого, и главное, однозначного ответа на этот вопрос нет. Все зависит от конкретных об­стоятельств, оценить которые должны вы сами, опираясь на опыт, зна­ния и интуицию, основанную на окружающей реальности. Однако есть несколько обстоятельств, которые могут существенно повлиять на при­нятие того или иного решения. В первую очередь — уверенность в том, что вас будут искать, и именно в данной местности.

Это может иметь место только тогда, когда различным людям, органам власти и спасате­лям известен ваш маршрут, время выезда и ориентировочное время при­бытия в пункт назначения. Такими сведениями располагают сотрудники аэропорта, те, кто следит за полетом воздушных шаров, и ваши друзья, провожающие ваш автомобиль, и кто должен его встретить в следующем пункте. Если же вы путешествуете инкогнито или просто не ставя никого в известность, самостоятельно меняете свой маршрут или же просто заб­лудились, то шансов на скорое обнаружение вашего отсутствия и орга­низации поисков очень мало. В первом же варианте, скорее всего, вас будут искать, и уйти от места катастрофы — значит создать серьезные затруднения при поиске. Мало того, вы можете просто погибнуть.

Взвесив все «за» и «против», вы принимаете решение уходить с места катастрофы или аварии. Тогда необходимо очень серьезно обдумать, что взять с собой. Выбор, видимо, сведется к тому, что имеется, что можно изготовить и добыть и, особенно, унести. Последнее особенно важно, так как в первую очередь надо позаботиться о необходимом: пище, воде, лекарственных растениях (если нет аптечки), огниве и углях для розжига костра в соответствующей упаковке. Главный принцип таков: надо брать с собой не то, что надо, а то, без чего нельзя обойтись!

Необходимо также оценить возможность пополнения в пути запаса продуктов, а также заготовить некоторое количество их, чтобы взять с собой на первое время.
Очень важно соизмерять свои энергетические затраты с действиями, которые вы предпринимаете для обеспечения своего выживания в слож­ных условиях и по возможности избегать неоправданного риска, так как это может привести к травмам и сведет на нет все ваши усилия выжить. Но недооценка своих сил и возможностей так же опасна, как и переоценка их. Поэтому будьте разумны и реалистичны.

В самом начале надо определиться, каким образом можно осуще­ствить достаточно точную ориентацию на местности и направление дви­жения. После этого выбрать вариант движения: пешком (по хребту, вдоль реки) или на плоту по реке, если такая возможность существует. Следу­ет учесть большую сложность передвижения в условиях ограниченной видимости (тайга, тропический лес, высокие барханные гряды в пусты­не), а также возможные препятствия в виде сложных бродов, преодоле­ния каньонов и заболоченной местности.

На месте вашего первоначального местонахождения необходимо обя­зательно оставить достаточно заметный тур с запиской, в которой ука­зать дату и направление, по которому вы ушли. В дальнейшем такие записки желательно оставлять на месте каждого ночлега. Записки луч­ше всего прятать в кусок свернутой бересты, кусок бамбука или зали­вать пчелиным воском.
Важно иметь чем писать и на чем — необходимо будет вести записи, оставить о себе сведения или обращение к родным и близким. Это осо­бенно важно, когда нет возможности уйти с места катастрофы и прак­тически нет надежды на спасение.
Краткое сообщение о себе можно выложить из камней или веток на ровной площадке или склоне горы, которые хорошо просматриваются издалека. При этом цвета «фона» и «букв» должны резко контрастиро­вать между собой. Например, белые камни на темном фоне или наобо­рот. Размеры букв и знаков должны быть не менее 0,5 м высотой, иначе они просто не будут замечены.

Можно написать углем из костра на куске бересты или на пальмовом листе. Можно на бересте или крупном свежем отщепе с дерева выжечь надпись, раскалив кончик ножа в костре (если есть нож).
Бумага. А можно изготовить и бумагу. Для этого используются зеле­ные нитчатые водоросли — тина. Их много в озерах, речных затоках. После паводка тина в больших количествах повисает клочьями на ветвях прибрежных кустов и деревьев. При высыхании водоросли теряют хло­рофилл, становятся желто-бурыми и напоминают на ощупь бумагу.

Собирая тину для изготовления бумаги, ее медленно, чтобы водо­росли не оборвались, подтягивают к берегу палкой. Вытащив — отжи­мают и вешают для просушки. Не ожидая ее полного обесцвечивания на солнце, режут на мелкие кусочки и, смачивая водой, толкут в каком-либо сосуде или углублении в камне минут 15—20. Затем из травы, бере­стяных полосочек или стеблей рогоза нужно сделать подобие мелкого сита, выложить в него растолченную тину и опустить в какую-нибудь посудину с водой, можно даже просто в стоячую воду (лужу, яму с водой возле реки и т. п.). Это необходимо, чтобы тина равномерно осе­ла на дно сита тонким слоем.

После этого сито с осевшей тиной выни­мают из воды и сверху накрывают куском тряпки (частью своей одеж­ды), берестой, пальмовым листом и, слегка надавливая, отжимают мас­су от излишков воды в ней. Отжатую массу высушивают на солнце. Получается лист зеленой или желтовато-белой бумаги, пусть не совсем гладкой, но бумаги, на которой можно писать и даже рисовать.

Чернила. Для изготовления чернил можно настрогать дубовой коры и кипятить ее в воде 15—20 минут, пока жидкость не станет темно-ко­ричневого цвета, затем фильтруют. Писать можно заостренной палоч­кой или пером крупной птицы, у которого срезают наискосок кончик.

Можно получить чернила и из сока черной бузины. Прекрасные чер­нила получаются из сгнивших грибов-навозников — коприниусов, да­ющих черную слизь, которую нужно разбавить водой. Темно-синие чер­нила получаются из черники. Ну а карандаши делаются совсем просто из палочек липы или крушины. Для этого их концы опаливают в костре до обугливания.
 



По этой теме читайте на сайте :