ГлавнаяМир минераловМинералыОблагораживание алмазов

Облагораживание. При нагревании некоторые алма­зы меняют свою окраску. Буроватые становятся золоти­стыми, бледно-розовые — ярко-розовыми, у зелёных иногда ослабляется окраска. Жёлтый цвет алмазов в ру­башке, устраняется ттолько путём термохимической об­работки. Кроме того, алмазы коричневого цвета облаго­раживаются методом НРТН — обработкой на аппаратах высокого давления при Р=5-6 ГПа и температурах 2100—2400°К, а также методом рНТ обработки — облу­чением потоком быстрых электронов с последующим отжигом в течении суток в вакуумированной кварцевой ампуле при Т=1500°К. В результате НРНТ обработки ал­мазы обесцвечиваются или получают фантазийные ок­раски всей цветовой гаммы, а бесцветные получили назв. пегасус-алмаз или же-поль-алмаз. Это назв. нано­сится лазером на рундист огранённого камня.

Облагоро­женные таким многоступенчатым методом алмазы фантазийной окраски получили торг. назв. ново-алмазы, а наиболее эффектные из них густо-красного цвета - ал­маз-империал красный. После (ЗНТ обработки уменьша­ется интенсивность коричневой окраски, часть кр-лов окрашивается в жёлто-зелёный цвет, часть — в крас­ный. В связи с модой на редкие цвета огранённые брил­лианты подвергаются также облагораживанию путём облучения нейтронами в атомном реакторе до устойчи­вых фантазийных окрасок — зелёной, золотисто-жёл­той, красной, пурпурной или чёрной.
При огранке в та­ком камне появляется амбрелла эффект или эффект зонтика, видимый под лупой со стороны колеты в виде тёмных линий параллельных её граням. При облучении алмазов электронами появляется бледно-голубая или голубовато-зелёная окраска, которую можно ослабить отжигом. Гамма облучением можно окрасить алмаз в бледно-голубой цвет, а термической обработкой — в ян-тарно-красный. Все камни с окраской полученной облу­чением принято называть облучёнными или радиевыми алмазами.
Практикуется также диффузное покрытие бриллиантов борсодержащей плёнкой синего цвета тол­щиной до 0,25 мкм. Такие камни идентифицируются по более интенсивной окраске на рёбрах. Для устранения жёлтого нацвета грани павильона покрывают светло-голубой пластмассой. Включения в алмазах удаляются с помощью лазера. Однако при этом остаётся тонкий ла­зерный канал с дисковидной трещиной на конце, напо­минающий гвоздик. Такие каналы и трещины заполня­ются высокопреломляющим стеклом, вводимым под давлением при температуре 500°С. Эти камни получили торг. назв. геуда-алмазыу в честь изобретателя метода, а также наполненные алмазы или просветлённые алмазы. В результате этой операции цена их возрастает почти в 3 раза.

Лазерные каналы и трещины идентифицируются под микроскопом благодаря пузырькам воздуха и структуре течения стекла, выполняющего трещину — так наз. флэш-эффект или по эффекту вспышки на по­верхностях залеченных трещин, за счёт интерференции света на границе алмаза и стекла.
Обработка. Применение алмазов в ювелирном деле началось в Индии, где они были впервые найдены, и ко­торая до XVIII в. оставалась единственным в мире их поставщиком. В ант. индийских хрониках алмаз упоми­нается, начиная с I в. до н.э. под назв. фарий или ваджара. По торговым путям алмазы из Индии доставляли в дру­гие страны. В Брит, музее находится бронзовая статуэт­ка V в. до н.э. греческой работы с глазами из нешлифо­ванных индийских алмазов. Алмаз уступал по стоимости рубину, сапфиру, жемчугу и ряду других самоцветов пока не были найдены методы его обработки. Вторжение Александра Македонского (356—323 до н.э.) в Индию открыло дорогу для торговли многими самоцветами. После чего, в Риме появляются алмазы индийской ог­ранки. Это были камни с пришлифованными гранями и притуплённой вершиной. В "Естественной истории" Плиний Стар. (23—79 гг. н.э.) приводит достаточно пол­ное описание алмаза. С началом эпохи Возрождения ал­маз проникает в Европу. С 1330 г. в Венеции предприни­маются первые попытки его огранки путём простой пришлифовки граней естественных кр-лов. В 1456 г. ог­ранку алмазов освоил Людвиг ван Беркем придворный ювелир герцога Бургундского.

В 1530 г. им была приме­нена огранка "розой", затем с изобретением шлифо­вального круга появилась возможность более сложной огранки с постепенным увеличением числа граней. В Париже такие алмазы за их блеск стали называть брил-лиантами (от фр. brillant — сверкающий). С тех пор на­чалось массовое использование алмаза в ювелирном деле. Сокровищницы европейских и восточных монар­хов наполняются уникальными алмазами и бриллиан­тами, которые многократно меняют своих владельцев. Большинство правителей имело при своих дворах штат огранщиков и ювелиров. На Руси начало этому было по­ложено в период правление Ивана IV Грозного (1547— 1584), пригласившего ювелиров из Византии. В его со­кровищнице, по описанию англ. посла Горсея, находился и "алмаз блеском дороже и ценнее всех прочих". "Алмаз­ный трон" царя украшали 800 индийских алмазов. В Ев­ропе безграничной страстью к роскоши отличался "ко­роль-солнце" — Людовик XIV (1643—1715).

Драгоцен­ными камнями украшают государственные регалии, парадные костюмы, оружие и упряжь лошадей. В Рос­сию эта мода пришла в время царствования Екатерины II (1762—1796). При ней была организована огранка алма­зов на Петергофской гранильной фабрике. Она любила драгоценности и играя в карты расплачивалась брилли­антами. С 1750 по 1800 гг. в С.-Петербурге работало свыше 2000 ювелиров. Многие их изделия находятся в экспозициях Алмаз, фонда РФ, Гос. Эрмитажа, Русского Музея в С.-Петербурге и др. музеев. В "Большой импера­торской короне" Екатерины II насчитывается почти 5000 бриллиантов, самый крупный из них в 56 кар. Чуть меньший камень в 46,92 кар. украшает золотое яблоко "Державы", а в царском скипетре вставлен алмаз "Ор­лов" массой 189,62 кар., подарок графа Г.Г. Орлова. Он известен также под назв. "Амстердам", т.к. находился в Амстердамском банке, или "Лазарев", поскольку был продан И.Л. Лазаревым графу Г.Г. Орлову. В Алмаз, фон­де России, хранится и шпага императора Павла I с эфе­сом, украшенным тремя крупными бриллиантами мас­сой более 30 кар. и 900-ми мелкими камнями общей массой 162 кар.

Открытие в 1725 г. м-ний алмазов в Бразилии послу­жило толчком к возникновению в Европе центров обра­ботки и торговли бриллиантами. Такими центрами были Лиссабон, Антверпен и Франкфурт-на-Майне, ог­ранка производилась в Амстердаме, Кёльне и Франк-фурте-на-Майне. Бриллианты становятся символом бо­гатства и власти. Один из крупнейших из них — "Кулли-нан-Г массой 530,20 кар. украшает скипетр королей Великобритании, а в их короне вставлен "Куллинан-И" массой 317,40 кар. Самый крупный оранжево-коричне­вого цвета бриллиант фантазийной огранки имеет мас­су 545,65 кар. Наименьший по величине с 57 гранями бриллиант имеет массу 0,0000743 кар. В огранённом виде бесцветные камни называют белыми алмазами в отличие от цветных фантазийных алмазов. В последнее время подвергаются огранке алмазы молочно-белого цвета, которые также называют белыми или фантазий­ными белыми алмазами.

Наиболее распространенным типом огранки алмазов считается старая огранка 58 гра­ней, производная от естественной формы кр-лов, и иде­альная огранка с оптимальными углами, обеспечиваю­щая макс, блеск и игру цветов в камне. По числу граней выделяют круглую огранку простую или полную, а так­же старинную огранку для плоских алмазов — "роза", масса которой составляет 1/3 массы бриллиантовой ог­ранки того же диаметра. В XVIII в. была модной квадрат­ная огранка — "перуцци" или с закруглёнными углами "регент". Плоские сколы алмаза — бриллиантовое стек­ло используют в ювелирных изделиях как портретные алмазы. В наст. вр. разработаны более сложные формы фантазийной огранки алмазов. Возможно получение и сферической формы. Такой алмаз в виде "жемчужины" экспонируется в Смитсон. ин-те, Вашингтон, США. Якутские специалисты успешно освоили редкую форму огранки алмазов, признанную технологически очень сложной, под назв. "Сердце и стрелы". Амер. Геммологи­ческий ин-т присвоил таким бриллиантам самый высо­кий международный стандарт — triple-exellent.

В после­днее время появилась "дубайская огранка" с 99 гранями, символизирующими 99 священных имен Аллаха, - пер­вая огранка в мире, названная в честь города. Другим новым видом огранки является "Brilliant Lady 21", по­зволяющая максимизировать блеск драгоценного кам­ня. Это круглый бриллиант с 221 гранью, на 163 больше, чем у классической огранки. Ещё один новый способ ог­ранки с 96 гранями и таблицей, состоящей из 4 граней, что придает камню максимальную яркость и позволяет более эффективно отражать лучи света, а также скры­вать минеральные включения.
Уникальные камни и изделия.

Заслуживает упомина­ния редкий случай использования бриллиантов в архи­тектурных сооружениях. В Рангуне (Янгон), Мьянма (Бирма), на древнейшей буддийской пагоде Шуэдагоун, построенной в I в. до н.э., установлен флюгер с золотым шаром диаметром около 25 см. Поверхность шара инкрустирована 4350 алмазами и 93 самоцветами, гл. обр., рубинами и сапфирами. В Чехии, в Музее монастыря Ло-рета в Праге, хранится дароносица, украшенная 6222 ал­мазами. В ордене "Святого духа", пожалованном Людо­виком XV одному из членов королевского семейства, в серебряной оправе находится 400 бриллиантов.

В Рос­сии обилием бриллиантов отличаются звёзды орденов "Андрея Первозванного" и "Святой Екатерины". Уни­кальным изделием фирмы Фаберже из коллекции прин­цессы Марии Габриэллы ди Савойи является алмазная диадема (ок. 1890 г.) с 20-ю крупными бриллиантами, выставленная в 2007 г. на аукционе "Сотбис" в Женеве. Из изделий амер. фирмы Тиффани необходимо отме­тить брошь "Птица на камне" (1878 г.) из золота, плати­ны, с рубинами и алмазами, в основании которой нахо­дится крупный желтый бриллиант массой 128,54 кар.
В наше время уникальные бриллианты уходят в кол­лекции финансовых и промышленных магнатов, а юве­лиры изощряются в изготовлении экстравагантных из­делий с бриллиантами. К их числу можно отнести "торт" из золота и платины с бриллиантами общей мас­сой 636,62 кар., стоимостью 8 млн. долл., представлен­ный в 1990 г. на ярмарке в Токио. В 1995 г. на аукционе в Токио выствлен на продажу бюстгальтер из золототка­ного материала с бриллиантами общей массой 400 кар. стоимостью 11 млн. долл. В 2006 г. американская фирма изготовила бюстгальтер, украшенный более чем 2000 бриллиантов общей массой 800 кар., а в 2007 г. был пред­ложен коплект, который включает, помимо бюстгальте­ра и трусиков, манжету, подвязку для чулок и заколку для волос.

Общая его стоимость 4,5 млн. долл. На ткань нашиты бриллианты, рубины, изумруды и желтые сап­фиры. На VII Международной выставке часов в Женеве в 1997 г. экспонировались часы фирмы "Картье" под назв. "Карусель времени", украшенные символом фирмы — "бриллиантовыми пантерами". Пантеры инкрустирова­ны 7000 бриллиантов общей массой 230 кар. Кроме того, для тёмных пятен на "шкуре" пантер были использова­ны крупные сапфиры. К 5-летию трагических событий 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке дизайнер Наина Мехта создала ювелирную миниатюрную композицию башен-близнецов. Для её изготовления использовано более 3 кг 18-каратного желтого золота и 14080 бриллиантов об­щей массой 255 кар.

Уникальные песочные часы высо­той 1 м были представлены в одном из торговых цент­ров Бангкока на Международной выставке часов 2006 г. Вместо песка в них использованы алмазы общей массой более 10 тыс. кар., стоимостью почти 5,31 млн. долл. В Индии на Кубке мира по крикету 2007 г. в качестве при­зов были сделаны мячи, инкрустированные бриллианта­ми. Для оформления каждого мяча использовано 5728 бриллиантов, его стоимость 68500 долл. Символ Парижа — "Эйфелева башня" вдохновила фр. ювелиров на со­здание её миниатюрной копии высотой 2 фута (около 61 см). Для инкрустации использовано 8390 алмазов мас­сой более 190 кар. В стремлении попасть в книгу рекор­дов Гиннеса 200-ми алмазами и 5 кг золота была украше­на обычная кухонная кастрюля стоимостью 100 тыс. ф. стер.

До конца XIX в. цена алмаза массой более 1 кар. опре­делялась по правилу Тавернье. С увеличением величины, при сохранении качества, цены двух алмазов относятся между собой как квадраты их массы в каратах. По срав­нению со стандартной ценой однокаратника, алмаз в 10 кар. оценивался в 100 раз дороже. Современная оценка алмаза производится по совокупности большого коли­чества параметров. Систематически публикуются прей­скуранты цен на алмазы. В России такой прейскурант введён в действие с марта 2001 г. Если принять сто­имость бесцветных бриллиантов высшего качества за 1, то зелёные алмазы будут стоить в 1,5 раза дороже, крас­ные алмазы — в 2,5, серовато-голубые — в 3,8, розовые алмазы — в 4,5, а пурпурно-розовые — в 6,6 раз дороже. Тогда как, жёлтые алмазы — будут наполовину дешевле бесцветных, а коричневые алмазы — дешевле на поря­док. Стоимость самых дешёвых чёрных не превышет 5% бесцветных бриллиантов. Цена облагороженного геуда-алмаза на 30-50% дешевле его естественного аналога. Наибольшая цена — 142232 долл./кар. была уплачена в 1988 г. за бриллиант массой 52,46 кар. В 1990 г. за безуп­речной чистоты, огранённый грушей алмаз с 11 гранями и массой 101,84 кар., уплачено 12760000 долл.., т.е 125294,5 долл./кар. В 2007 г. на аукционе "Сотбис" в Гон­конге продано кольцо с чрезвычайно редким фантазий­ным голубым бриллиантом массой 6,04 кар. за 7,98 млн. долл. (3,91 млн. ф. стер.), или за 1,32 млн. долл./кар. Этим был побит рекорд двадцатилетней давности, принадле­жащий фиолетово-красному бриллианту "Ханкок" мас­сой 0,95 кар., проданному на торгах аукциона "Кристис" за 926315 долл./кар.

www.minsoc.ru Буканов В.В. Цветные камни: Энциклопедия


По этой теме читайте на сайте :

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.