МИКРОЛИТЬЕ
    
    
    
    
После того как человечество научилось выплавлять металл, стало раз­виваться литейное искусство. Вероятнее всего, первые отливки были сде­ланы в Древнем Египте. Но раскопки показали, что и на территории Кавказа уже в третьем тысячелетии до новой эры тоже применялись со­вершенные методы плавки и литья металла. Литье было наиболее легким видом обработки металла, и люди использовали это. Нужным в обиходе металлическим вещам они придавали художественную форму.

Применяя способ литья по восковым моделям, античные художники добились виртуозной техники микролитья.
На Руси художественным литьем занимались вначале исключитель­но женщины. Они сплетали из нитей, пропитанных воском, ажурные украшения, похожие на филигрань, и, обмазав глиной, давали просох­нуть. Потом форму прокаливали и заливали металлом. Остывшую фор­му разрушали так, чтобы не портилась отливка. Были формы и посто­янные — вырезали их из мягкого камня. В такие формы можно было отливать неоднократно.

Современные художники прикладного искусства охотно применяют технику художественного литья в своей творческой работе.
Как овладеть технологией микролитья? Главное — тщательно проду­манная подготовка и подробные записи о выполняемой работе. Это по­может учесть первые ошибки, а в будущем даст возможность экспери­ментировать.
Все оборудование для микролитья вы можете сделать сами. Опока — это отрезок трубы с толщиной стенки 2 — 3 мм. Заготовить нужно не­сколько опок различного диаметра для моделей разной величины. Но учтите, что самая большая опока должна свободно умещаться в под­ставке ручной центрифуги.

Центрифуга изготовляется так. В деревянную ручку пропустите ме­таллический стержень толщиной около 5 мм. К стержню неподвижно прикреплена серьга. Ручка должна свободно вращаться на стержне. Подставку для опоки изготовьте из железа. Диаметр ее 7 — 8 см, высо­та бортика 2,5 — 3 см. К бортику приклепайте скобу высотой 11 — 12 см от основания подставки. Вверху скобы приварите или сделайте витое кольцо. Соедините его с серьгой проволочным коромыслом с согнутыми на концах кольцами. Места соединения должны быть прочными и под­вижными. Длина коромысла 25 — 30 см, толщина 4 мм. Чтобы уверенно пользоваться центрифугой, потренируйтесь сначала: поставьте в нее сосуд с водой и вращайте, стараясь не пролить воду.

Наиболее простой и удобный аппарат для плавки металла состоит из портативного баллончика с пропаном, бронированного шланга к нему и самодельной горелки.
Отрежьте от железной трубы подходящих размеров втулку для сопла горелки. Затем, прорезав в нескольких местах ножовкой край трубки, ковкой сузьте на конус одну из сторон и опилите. После этого вдоль втулки просверлите и пропилите отверстия. Из латуни выточите пробку и плотно вгоните молотком в сопло. В центре пробки просверлите от­верстие и нарежьте резьбу для трубки, которая будет подавать газ в горелку. Трубку подберите с таким расчетом, чтобы в ней можно было нарезать резьбу для капсюля. Капсюль вывинчивают из шланга. Трубку с капсюлем ввинтите в пробку, аккуратно изогните и насадите на другой конец ручку из дерева или эбонита. Бронированный шланг удлините прочным резиновым, способным выдержать давление газа.     
    
Регулируйте подачу газа краном, располо­женным на шланге. Зажигайте горелку при минимальной подаче газа, а потом увеличивай­те пламя. Горелка развивает температуру до 1000 градусов — ее вполне достаточно, чтобы заниматься художественным микролитьем.
Во время работы с горелкой баллон не должен находиться рядом с пламенем.
Различных сплавов для мелких отливок су­ществует множество.
    

В. Островский. Перстень.
    
Можно взять, например, такой: 63,7 процента меди, 33,5 процен­та цинка, 2,55 процента олова, 0,25 про­цента свинца. Пусть вас не пугают де­сятые и сотые доли процента — не обя­зательно слишком точно придерживать­ся этой пропорции.
Материал для модели — воск, для формы — гипс, тальк. Тальк можно заменить порошком пемзы.
Хорошо продумайте, что вы будете отливать, потом приступайте к изго­товлению восковой модели. Учтите, что расплавленный металл повторит все огрехи модели, поэтому тщательно от­делывайте ее.

К модели прикрепите расплавлен­ным воском металлические литниковые штифты толщиной 1—2 мм. Хороший штифт получается из швейной иглы, если отломать острие.
Впоследствии точка пересечения окажется вне формовочной массы — это видно на рисунке.
Учитывая габариты модели, подбе­рите опоку.

Горелка, центрифуга, опока.
    
    
Высота опоки определяет­ся с таким расчетом, чтобы расстояние между ее воображаемым дном и мо­делью составляло 1 —1,5 см, а вверху можно было вырезать в формовочной массе литниковую чашу для плавки металла.
Формовочную массу приготовьте из двух частей гипса и одной части талька или пемзового порошка. Хорошо перемешайте состав и засыпай­те в воду. Масса должна приобрести консистенцию негустой сметаны.
    
    
Поставьте опоку на лист асбеста и заполните формовочной массой. Пока масса не затвердела, возьмите модель за штифт и погрузите в нее, слегка вибрируя, чтобы удалить пузырьки воздуха. Не раньше чем через полчаса скальпелем вырежьте литниковую чашу и плоскогубцами осто­рожно удалите штифты. Литниковые каналы, оставшиеся после удаления штифтов, должны располагаться в центре литниковой чаши, имея каж­дый самостоятельный выход.

Поместите опоку в духовку литниковыми каналами вниз и в продол­жение двух часов постепенно (иначе пар разорвет форму) повышайте температуру до 350 градусов. После этого положите опоку боковой сто­роной на газовую плиту, подстелив лист асбеста, и, увеличивая огонь, выжгите оставшийся воск, время от времени поворачивая опоку для равномерного прогрева. Продолжайте нагрев и после того, как выгорит весь воск: обжиг необходим для повышения газопроницаемости формы. Как только стенки опоки станут красными, перенесите ее в ручную цен­трифугу.

В литниковую чашу аккуратно заложите нужное количество металла и начните плавку, подсыпав немного буры. Плавящийся металл не пойдет без давления в узкие литниковые каналы. Но вот металл рас­плавлен весь, вы начинаете быстро вращать центрифугу, и металл устремляется в форму. Двадцати оборотов центрифуги достаточно, что­бы не только заполнение формы, но и кристаллизация металла произошли под давлением.

Чтобы извлечь отливку из формы, надо горячую опоку подставить под струю воды, направленную в литниковую чашу. Форма разрушится.
Отливку отбелите в пятнадцатипроцентном растворе серной кислоты.

Из мелких фрагментов можно с помощью пайки монтировать более крупные художественные произведения.
Занимаясь микролитьем, не забывайте ни на минуту о технике без­опасности. Внимательно прочтите и запомните инструкцию, как обра­щаться с газовыми баллонами, — такая инструкция есть в каждом об­менном пункте баллонов. Приготовляя раствор серной кислоты, помните, что нужно кислоту лить в воду и ни в коем случае не наоборот. Раст­вор нужно готовить осторожно, не проливая кислоту. Прорезиненный фартук, резиновые перчатки, очки необходимы.
 



По этой теме читайте на сайте :