Нарушение осанки — функ­циональные расстройства опор­но-двигательного аппарата — не считаются в полном смысле это­го слова заболеваниями. Одна­ко, они практически неизбежно сопро­вождаются нарушениями функ­ций нервной системы и жизне­деятельности внутренних органов (сердечно-сосудистой систе­мы, органов дыхания, обмена ве­ществ, пищеварения). Развитие нарушений осанки приводит к целому ряду серьезных заболе­ваний и в первую очередь — па­тологии позвоночника и кореш­ков спинного мозга. Так что зна­чимость профилактики возник­новения дефектов осанки или устранение уже имеющихся ее нарушений, думается, не тре­бует дополнительных обоснова­ний.


Методы борьбы с нарушения­ми осанки могут быть различны­ми. Но, конечно, наиболее эф­фективен для этого комплекс­ный метод воздействия на орга­низм, включающий продуман­ную и всестороннюю систему мер.

Это:
а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или на спине;

б) правильная и точная кор­рекция обуви, во-первых, устра­няющая функциональное уко­рочение конечности, возникшее за счет нарушений осанки в об­ласти таза, и выравнивающая уровень подвздошных костей и, во-вторых, компенсирующая дефекты стопы — плоскостопие и косолапость;

в) организация и строгое соблюдение правильного режи­ма дня (время сна, бодрствова­ния, питания и т. д.);

г) постоянная двигательная активность, включающая про­гулки, занятия физическими уп­ражнениями, спортом, туриз­мом, рекомендованные индиви­дуально каждому (все — под постоянным контролем специа­листов по физической культуре);

д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за пар­той и рабочим столом, дома и в библиотеке);

е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкза­ков, сумок, портфелей и другой клади.

 

В целом осанка зависит от многих причин. Она связана, во-первых, с состоянием мышеч­ного аппарата, то есть со сте­пенью развития мышц шеи, спи­ны, груди, живота и нижних конечностей, а также с функцио­нальными возможностями мус­кулатуры, ее способностью к длительному статическому на­пряжению. Во-вторых, на осан­ку влияют эластические свойства межпозвонковых дисков, хряще­вых и соединительно-тканевых образований суставов позвоноч­ника (с этим в свою очередь, связана подвижность позвоноч­ника), а также таза и нижних конечностей. Важную роль, как уже подчеркивалось, играет фор­ма стопы и ноги в целом.

Следует подчеркнуть, что, говоря об осанке, мы фактиче­ски говорим о процессе ее из­менений, рассматриваем в дина­мике. Известно, что уже в пер­вые месяцы жизни у ребенка развивается умение поднимать и удерживать голову в положе­нии лежа на животе. Так вот: работа мышц спины и шеи при этих движениях приводит к формированию шейного лордо­за. Во втором полугодии жизни, когда ребенок начинает садить­ся и все дольше сидит, у него начинает формироваться груд­ной кифоз. К концу первого и на втором году жизни у ребенка формируется поясничный лор­доз.

Он возникает под воздействием мышц, обеспечивающих со­хранение вертикального положе­ния туловища и конечностей во время стояния и особенно ходь­бы, когда таз поворачивается по оси, образованной головка­ми бедренных костей, его перед­нее полукольцо опускается, а заднее — поднимается. Все это необходимо учитывать при фор­мировании у ребенка правиль­ной осанки.

Огромное значение для фор­мирующейся осанки имеет фор­ма ног новорожденного ребенка. В норме соединенные ноги долж­ны соприкасаться бедрами, ко­ленными суставами, голенями (в их средней трети), голено­стопными суставами и стопами. Если у новорожденного соеди­няются бедра ног, а голени рас­ходятся, то есть ноги имеют Х-образную форму, необходимо немедленно посоветоваться с врачом-ортопедом о том, как бо­роться с этим дефектом, как пе­ленать и шинировать ноги. Столь же неотложные меры необходи­мо принять и в том случае, когда у ребенка О-образные голени, для этого также разработаны специальные приемы бинтова­ния или шинирования. Наконец, врожденное плоскостопие или косолапость также требуют не­медленного лечения.

Столь необходимые организ­му правильные физиологиче­ские изгибы позвоночника фор­мируются под влиянием ряда воздействий. В частности, они впрямую зависят от угла наклона таза: позвоночник (непод­вижно сочлененный с тазом) наклоняется вперед именно при увеличении угла наклона таза. Для сохранения же вертикаль­ного положения тела при этом соответственно увеличивается поясничный лордоз и вышерас­положенные изгибы. Понятно, что при уменьшении угла накло­на таза соответственно умень­шаются и физиологические из­гибы позвоночника. Устойчи­вость тела человека в вертикаль­ном положении при недостаточ­ных показателях физиологи­ческой кривизны позвоночника может компенсироваться за счет нижних конечностей. Так, на­пример, незначительное сгиба­ние ног в коленных суставах возмещает недостаточно выра­женный поясничный лордоз, а при сглаженном грудном ки­фозе необходимая устойчивость достигается, напротив, за счет чрезмерного разгибания, вы­прямления ног в коленях.

Осанка стабилизируется пос­ле того, как завершается рост человека. Конечно, и тогда осан­ка подвержена различным влия­ниям, но в период роста, и преж­де всего в дошкольном и млад­шем школьном возрасте, она особенно неустойчива. Понятно, что в этот период на формиро­вание осанки сильно влияют факторы внешней среды, особен­но если детский организм ослаб­лен частыми заболеваниями. Во­обще болезни (у детей — про­студа и инфекционные заболе­вания, рахит, бронхиальная астма и другие: у взрослых — яз­венная болезнь, холецистит, ра­дикулит и т. д.) значительно нарушают осанку.

Но вернемся к детям. Мебель (столы, парты, стулья) должна соответствовать росту ребенка, быть устойчивой, стулья — иметь достаточно высокие спин­ки, чтобы плечи сидящего были у их края. Все это — отнюдь не пустяки. Ведь если ребенок си­дит за столом или партой, не соответствующими росту, из-за неравномерной статической на­грузки может развиться серьез­ный дефект осанки. Так низкие стол или парта способствуют формированию круглой спины, а слишком высокие заставляют поднимать плечи вверх. Оба лок­тя сидящего должны быть на столе или парте: если локти не имеют должной опоры, прихо­дится наклоняться вперед и сильнее сгибать спину. Нельзя сидеть косо или положив ногу на ногу, нельзя сидеть на согну­той ноге или со свободно сви­сающей левой рукой. (Отметим, что все сказанное относится и к взрослым.)

Вот важнейшие (в добавле­ние к вышеизложенному) тре­бования к рабочей позе ребен­ка — в школе и дома. Прежде всего поза эта должна обеспе­чить симметричное расположе­ние частей тела относительно его оси. Стопы сидящего долж­ны опираться на перекладину (или иную аналогичную подстав­ку), колени находиться на од­ном уровне и быть соединены (но не прижаты друг к другу), а голеностопные, коленные и та­зобедренные суставы быть со­гнутыми под прямым углом. Опора на обе половины таза и на оба бедра должна быть равно­мерной. Расстояние между грудью и столом — 2 санти­метра; предплечья симметрично и свободно (без напряжения мышц) лежат на поверхности стола. Плечи расположены сим­метрично. Голова слегка накло­нена вперед; расстояние от глаз до поверхности стола — 30— 35 сантиметров. В положении стоя ноги должны быть выпрям­лены в тазобедренных и колен­ных суставах. Ходить надо без раскачивания из стороны в сто­рону и не шаркая подошвами ног по полу.

Дефекты осанки и заболе­вание позвоночника (сколиоз, кифоз и кифосколиоз) возни­кают чаще в период полового созревания (у девочек в 13— 15 лет, у мальчиков в 14—16 лет), а также во время скачко­образного роста (когда, напри­мер, за лето ребенок вырастает на 6—8 сантиметров). Именно в эти периоды на осанку особен­но сильно влияют и сон на мяг­кой постели, да еще на боку, и различные дурные привычки (например привычка стоять на одной ноге, согнув вторую в ко­ленном суставе), и неправиль­ное положение туловища во время сидения, и неравномер­ная нагрузка на позвоночник (скажем, ношение портфеля в одной руке). Недостаточно четко контролируемые (в том числе специалистами-врачами) заня­тия спортом также могут суще­ственно повредить осанке (как, впрочем, и здоровью в целом).

Например, аэробика без долж­ного контроля может привести к «разболтанности» связочного аппарата позвоночника, вплоть до выпячивания и выпадения дисков. А длительная езда под­ростка на велосипеде с низким рулем, когда приходится сильно сгибать («горбить») спину, неиз­бежно приведет к нарушению функциональных изгибов по­звоночника.

При нарушениях осанки не­обходимо (кроме рекомендован­ных выше мероприятий по про­филактике и лечению ее дефек­тов) индивидуально и научно обоснованно подбирать соответ­ствующие комплексы физиче­ских упражнений. Так, напри­мер, при коррекции плоской спи­ны необходимы упражнения на развитие большей подвижно­сти позвоночника при сгибании его вперед н назад (особенно в грудном отделе), на укрепле­ние мышцы спины, грудной клет­ки и плечевого пояса; одновре­менно надо следить за тем, что­бы не возникло боковое искрив­ление позвоночника и избегать упражнений, которые могли бы вызвать лордоз.

При плоской спине рекомен­дуются гимнастические упраж­нения для мышц туловища, верх­них и нижних конечностей с предметами (палка, булавы, мяч), висы на гимнастической стенке, упражнения лежа на наклонной плоскости и стоя на четвереньках, дыхательные упражнения, а также подвиж­ные игры с мячом, лечеб­ное плавание, ходьба на лы­жах.
Для исправления плосковог­нутой спины назначаются те же упражнения, что и при плоской спине. Но ввиду наличия лордо­за необходимо дополнить комп­лекс упражнениями, уменьшаю­щими лордоз и наклон таза, то есть упражнениями для мышц живота, мышц — разгибателей бедра и другими.

Исправления круглой спи­ны — это прежде всего умень­шение кифоза. Для этого надо соответствующими упражнения­ми сократить (укоротить) и раз­вить мышцы спины, растянуть мышцы живота, привести к нор­ме наклон таза, укрепить плече­вой пояс и произвести коррек­цию лопаток, добиться расшире­ния грудной клетки и укрепле­ния всей мускулатуры. С целью уменьшения кифоза выполняют­ся: в положении стоя — упраж­нения с палкой, напряженные выгибания; лежа на животе — напряженные выгибания; лежа на спине — выгибание на подло­женном под спину набивном мя­че, а также висы на кольцах и гимнастической стенке, различ­ные упражнения на четверень­ках, дыхательные упражнения. Эти комплексы хорошо допол­няются общеразвивающими иг­рами, лечебным плаванием, ходьбой на лыжах.
    
Для исправления кругловогнутой спины используются фи­зические упражнения, способ­ствующие уменьшению грудного кифоза и поясничного и шей­ного лордоза, уменьшению на­клона таза, коррекции отстаю­щих лопаток и выступающих вперед плеч, укреплению мышц живота.
Подводя итоги нашей бесе­ды об осанке, отметим, что к из­меняющим осанку заболеваниям позвоночника относится прежде всего большая группа кифозов.

Это рахитический кифоз, кото­рый наблюдается у детей млад­шего возраста в связи со сла­бостью мышц и мягкостью ко­стей (наиболее часто он воз­никает и наиболее интенсивно выражается у детей, преждевре­менно освоивших сидение, а так­же при лежании на мягкой кровати); юношеский кифоз, воз­никающий в возрасте 14—17 лет при быстром увеличении роста в условиях слабости мышц и свя­зочного аппарата позвонков; травматический кифоз — след­ствие перелома или вывиха по­звонков, оставшихся без долж­ного лечения; послеинфекционный кифоз (как правило, он связан с туберкулезом позвоноч­ника или остеомиелитом); стар­ческий кифоз. Однако эти де­формации позвоночника в дан­ной работе разбираться не будут. Основное внимание мы уделим остеохондрозу, который, не бо­ясь преувеличения, можно счи­тать одним из самых распрост­раненных заболеваний опорно-двигательного аппарата, пора­жающим сегодня людей всех возрастов.



По этой теме читайте на сайте :