ГлавнаяДамская комнатаРоспись ткани - БатикМатериалы для изготовления батика

Материалы, инструменты, подготовительные процессы

В процессе работы вам потребу­ются следующие материалы и инст­рументы:
1. Рама.
2. Ткань.
3. Две кастрюли или миски, обра­зующие водяную баню. Они не дол­жны быть эмалированными или под­верженными ржавчине.
4. Стеклянные баночки с крышка­ми для хранения резерва и разведен­ных красителей.
5. Кисти беличьи разной толщи­ны для росписи и щетинные для по­крытия резервирующей массой в го­рячем батике, широкая плоская кисть (флейтц), малярная кисть ши­риной 5 — 8 см.
6. Мягкие карандаши и цветная копировальная бумага для перевода рисунка на ткань.
7. Специальные стеклянные тру­бочки или стеклянные рейсфедеры, пипетка с острым концом (для холод­ного батика).
8. Электрическая плитка или спиртовка, металлические воронки, лучше несколько, с различными ди­аметрами отверстия для вытекания горячей резервирующей массы (для горячего батика).
9. Красители анилиновые для хлоп­ка, шерсти и универсальные, продаю­щиеся в хозяйственных магазинах.
10. Чернила «Радуга», тушь «Ко­либри».
11. Резиновый клей и бензин (в том числе бензин для зажигалок в специальных пластмассовых флако­нах с тонким кончиком).
12. Аптечный парафин или стеа­риновые свечи.
13. Масляные краски, сиккатив, спирт, уксус, соль, сода, иголки, нит­ки и шнуры, ножницы, кнопки.
14. Рельефные краски и различные присыпки к ним.
Рама может быть и раздвижной, и постоянного размера. Раздвижная рама удобнее, так как всякий раз позволяет установить нужный размер (рис. 39). Такая рама состоит из четырех планок с продольным отверстием и среднего участка планки длиной 15 — 20 см. Скрепляются детали рамы винтами, передвигающимися вдоль пазов.

Более простой и доступный вари­ант — разборная рама (рис. 40) из планок, на концах которых выреза­ны пазы «в лапу». Эта рама тоже зак­репляется по углам винтами, но уже не меняет своего размера. Она очень проста в изготовлении.    

В качестве рамы используют так­же пяльца, в том числе и круглые. Круглые деревянные пяльца могут служить декоративной рамкой для готового изделия.


По верхней стороне рамы забива­ют на расстоянии 1,5 — 2 см специ­альные крючки или тонкие гвоздики, которые потом загибают под прямым углом, шляпки откусывают и оттачи­вают — иначе ткань будет рваться или на ней останутся затяжки. На раздвижных рамах крючки, располо­женные на планках за пределом рос­писи, закрывают, чтобы не поранить­ся об их острые концы. Для этого идеально подходит резиновая труб­ка, разрезанная вдоль (рис. 41). Со­ветуем провести вдоль крючков ли­нию резервирующим составом.

Ткани для батика могут быть прак­тически любого состава — хлопча­тобумажные, шелковые, шерстяные, смешанные, синтетические. Исполь­зуется также и трикотаж, например для узелкового батика.

Ткань должна быть не очень плот­ной, гладкой, без узелков и утолщений. Иначе при росписи краска, растекаясь неравномерно, образует затеки и пят­на. Если все же попался кусок с бра­ком, осторожно срежьте узелки, не на­рушая структуру ткани. На первых по­рах используйте старую ткань, невы-ношенные участки постельного белья. В этом случае не потребуется допол­нительной обработки (если ткань не накрахмалена). Новую ткань следует выстирать или прокипятить и хорошо прополоскать. Такая обработка удаля­ет аппретирующие вещества, мешаю­щие растеканию краски и проникно­вению ее в волокна ткани.

Выбрав размер изделия, старай­тесь по возможности учитывать поля, за которые ткань будет крепиться к раме. На них также проверяют отте­нок красителя, качество резерва и т.д.


Ткань, если она уже подшита, кре­пят на раме кнопками или портнов­скими булавками (рис. 42). Булавки втыкают в рулик подгибки или вплотную к нему. Если же планиру­ется сделать роспись меньшего, чем рама, размера, ткань закрепляют прочной ниткой, последовательно вводя ее в ткань, а потом обматыва­ют ею раму (рис. 43). Нитки дополни­тельно закрепляют кнопками, с по­мощью которых слегка подтягивают провисшую ткань. Для этого натя­нутые нити обматывают 1 — 2 раза вокруг кнопок. Если размер ткани в одном направлении совпадает с размером рамы, а в другом нет, две стороны закрепляют кнопками, а две другие — с помощью нитей.

В том случае, когда вы хотите сде­лать небольшое панно, которое не надо запаривать и которое потом бу­дет оформлено в раму, ткань сразу натяните на подрамник. На планках подрамника с внутренней стороны лучше сделать скос снаружи сверху вниз вовнутрь, чтобы вся расписы­ваемая поверхность находилась на весу. В этом случае ткань можно зак­репить кнопками с задней стороны подрамника. После росписи прямо по внешним сторонам подрамника прибивают багет для рамки, лакиру­ют его или тонируют (рис. 44).

Натягивать ткань следует без морщин, туго, «как барабан». Сле­дите за тем, чтобы перпендикуляр­ность нитей строго сохранялась, иначе после снятия росписи с рамы рисунок исказится.

Сначала закрепляют углы ткани, потом середины сторон и далее—от середины к краям, избегая перекосов. Кнопки вставляют последовательно на противоположных сторонах рамы. Например, закрепив ткань посереди­не сторон, подтягивают ее сначала слева от верхней центральной кноп­ки, затем слева от нижней; потом справа от верхней и справа от нижней. Для закрепления боковых сто­рон вкалывают кнопки сверху от ле­вой центральной кнопки—сверху от правой, снизу от левой — снизу от правой. И так до углов, пока вся ткань не будет закреплена (рис. 45). Сте­пень натяжения очень важна, так как при росписи влажная ткань немного провиснет. Чтобы на ткани при на­тягивании не образовывались углуб­ленные полоски, в которые будет за­текать краситель и портить изделие, необходимо вкалывать кнопки на противоположных концах рамы с некоторым сдвигом относительно одной и той же нити.

Если планируется одновременно разместить несколько изделий (например, открытки, шарфы), лучше наме­тить границу, выдернув 1 — 2 нити основы при продольном делении или нити утка при поперечном. Выдерги­вают нити на всю длину ткани, как при мережке. Полученная линия хо­рошо заметна и не будет портить вне­шний вид готового изделия. Этот спо­соб предпочтительнее.


Если ткань размечается для шар­фов или открыток, не забудьте оста­вить припуски на подгиб. Например, ширина ткани 90 см. Из нее плани­руется сделать два шарфа. Отними­те 4 см кромок. Получите ширину 43 см для каждого шарфа, где, в свою очередь, 3 см уйдут на подшив­ку изделия. Кромки ткани надо всегда исключать из всех расчетов, так как они намного толще и грубее са­мой ткани. Если ткань размечается под открытки, на ней получится сет­ка из взаимно перпендикулярных линий, которые помогут еще ровнее натянуть ткань (рис. 46).

Вообще, натягиванию ткани уде­лите как можно больше внимания, так как при росписи с резервирую­щими составами повторный процесс натягивания крайне нежелателен, а в горячем батике—просто невозмо­жен.
 



По этой теме читайте на сайте :