ГлавнаяТворчествоЛепные работыМассовая отливка из гипса в клеевой форме

Клеевая форма
Массовая отливка из гипса лепных украшений для отделки внутренних помещений зданий производится, главным обра­зом, в клеевые формы. Преимущество клеевой формы перед другими заключается в том, что клей, как наиболее эластич­ный материал, дает возможность снимать форму с любых моделей, начиная с плоских и кончая самыми рельефными, с наименьшей затратой времени и материала для ее изготовле­ния. Клеевая форма прекрасно передает фактуру и все мел­кие детали орнамента, поэтому для отливки из гипса или мас­тики она до настоящего времени служит основным видом формовки. Для примера рассмотрим процесс работ по устрой­ству клеевой формы на орнаментную порезку каблучка.

Гипсовую модель каблучка с достаточно широким грун­том, покрытую лаком, смазывают и рельеф его сверх грунта покрывают мягкой бумагой. На бумажный покров наклады­вают пласт глины толщиной 17 мм и примазывают его к бокам порезки с таким расчетом, чтобы слой глины к грунту утолщался и обложенная глиной порезка имела вид трапеции. Кругом трапеции, выложенной из глины, вымазывают допол­нительно на грунте глиняный валик диаметром 12 мм (рис. 17, 18. 19); это необходимо сделать для того, чтобы кожух свобо­дно снимался с трапецевидной формы, и в то же время края кле­евой формы хорошо держались в кожухе, не отходили от него.

Отступив от глиняного валика на 15 мм, на грунте с четырех сторон модели лопаткой вымазывают из гипса небольшие воз­вышения (марки), благодаря чему снятый с модели кожух по желанию вновь может точно лечь на свое место. После этого глину и грунт с возвышениями смазывают, разводят гипс и на­ливают кожух толщиной 30 мм, введя в него для прочности деревянную арматуру из дранки. Выравняв циклей верх и бока кожуха, дают затвердеть гипсу.


В целях экономии времени, на моделях, для разового использования клеевой формы, делают марки в виде круглых ямочек, вследствие чего на кожухах получаются возвышения, мешающие при отливке копий выравнивать их основание (сдер­гивать). Такие марки после снятия кожуха с формы срезают, и тем самым кожух становится непригодным для дальнейшего использования.

После затвердения гипса кожух вместе с глиной снимают с модели, удаляют из него глину и делают подчистку внутренней части его. В середине кожуха просверливают отверстие диаметром 3 см для заливки клея в форму; для выхода воз­духа при наливке клея по краям кожуха делают еще два отвер­стия меньшего размера. Кожух обильно смазывают и сверху смазки посыпают тонким слоем талька, затем накрывают им смазанную модель.

На среднее отверстие ставят жестяную воронку высотою и верхним диаметром 10 см; щели на месте соединения кожуха с грунтом и воронки с кожухом замазы­вают гипсовым раствором и, тем самым, скрепляя их между собою, ликвидируют возможность поднятия кожуха разогре­тым жидким клеем при наполнении формы, отхода его от грунта модели и выхода клея в щели. Пространство между кожухом и моделью, образовавшееся после удаления глины, заполняют разогретым клеем. Клей, налитый в воронку через отверстие в кожухе, постепенно заполняет пространство между моделью и кожухом, излишки его выходят наружу в боковые малые отверстия; с появлением в них клея отверстия замазывают глиной, и этим заканчивается работа по изготов­лению клеевой формы (рис. 17).


Для избежания приклеивания горячего клея к кожуху, сле­дует перед наливанием клея внутреннюю сторону кожуха оклеить сырой мягкой бумагой, причем вместо клея для этого применяют разведенное на горячей воде густо сбитое мыло. Бумагу после выклеивания жирно смазывают. Еще лучше вместо бумаги применять фольгу, наклеивая ее на кожух казе­иновым клеем или масляным лаком.
Рельефные порезки нужно формовать в комбинированную форму с задним куском (рис. 19).
    
    
Изготовление клеевых форм на гипсовые модели (фризы, розетки) с рельефным орнаментом производится аналогично  формовке каблучка: модель покрывают мягкой бумагой и ровным пластом глины, толщиной от 15 до 20 мм, сверх кото­рой наливают гипсовый кожух. По затвердении гипса сни­мают кожух, удаляют глину и вместо нее под кожух нали­вают разогретую клеевую массу.
Перед заливкой клеем, кожух с внутренней стороны также нужно оклеить бумагой на мыльной массе и хорошо смазать смазкой. В больших кожухах, кроме гипсовой подмазки в соединениях кожуха с моделью, необходимо в нескольких местах сделать дополнительное крепление посредством на­клеивания волокон пеньки, намоченной в гипсовом растворе.
Формовку горельефных орнаментов следует делать в ком­бинированных формах с боковыми гипсовыми кусками, зало­женными непосредственно на модель (смотри чистые куско­вые формы). Для получения целой клеевой формы боковые и верхние части модели обкладываются общим пластом глины, поверх которой устраивают боковые и торцовые куски, с общей верхней раковиной. Данный способ применяется при формовке модульонов и кронштейнов с орнаментирован­ными боковыми профилями.

Плоские орнаменты формуются упрощенным способом — без глины и без кожуха. Для этого, отступив на 2 см от орна­мента, обносят его деревянными рейками или жестяными пластинками, прикрепленными к грунту модели гипсом.
 

  
    
Рис. 20. Панно заформовано и отлито из 3-х частей
    
 Высо­та пластинок должна быть выше орнамента не менее чем на 2 см. Обнесенный рамкой барельеф смазывают и заливают клеем. После того, как клей застынет, форму снимают, промы­вают квасцами и на ровном верстаке производят отливку.
Бывает, что рельеф орнамента в некоторых местах модели выше устроенного барьера. Тогда, смазанной медной лопаткой производят «направку», т. е. направляют клей с низких мест на высокие, проделывая это до тех пор, пока клей формы не застынет. Затем, не снимая барьера, подрезав клей по краям формы и смазав его, выстилают бумагой и наливают на него кожух.
Клеевые формы на рельефные модели, вылепленные из глины, устраиваются так же как и на гипсовые. Для предохра­нения клеевой формы от впитывания влаги из глины, модель покрывают лаком, обносят жестяным барьером, смазывают и наливают клей «в направку». Направку клея на высокие места орнамента нужно делать очень осторожно, чтобы не задеть глину лопаткой. Для удобства формовки больших мо­делей, выполненных в глине, их следует разделить на не­сколько частей, с помощью жестяных пластинок, ребром вдавленных в глину рельефа. Клеевую форму наливают «в направку» с кожухом на каждую часть в отдельности, (рис. 20).
 



По этой теме читайте на сайте :

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.