ЛЕСНАЯ СКУЛЬПТУРА
    
На севере нашей страны еще и сейчас можно встретить крестьянские избы, крыши которых венчают своеобразные скульптурные украшения — «коньки» и «курицы». Кончая строить дом, крестьянин шел в лес и на­ходил там подходящую еловую лесину вместе с корневищем. Затем обра­батывал корневище так, как подсказывали его природные формы, слов­но высвобождая заключенный в корневище образ животного.

В природе нет деревьев с одинаковыми корнями, отсюда и бесчисленное разнооб­разие «коньков». Слегка обработанные простым топором, еловые корни превращались то в коня, то в сказочную птицу, то в оленя с ветви­стыми рогами. Из елей, но только более мелких, вырубались «курицы» — скульптурно обработанные крюки, которые поддерживали водосточный желоб. При раскопках древнего Новгорода была найдена «курица», вы­резанная из корня в виде дракона.


Но не только в архитектурных деталях использовали крестьяне осо­бенности строения дерева. Из корней и сучьев мастерили они мебель и простейшие орудия труда. Не забывали и про детские игрушки.
Простая и выразительная, выполненная с глубоким пониманием пла­стических возможностей дерева, крестьянская лесная скульптура при­влекла к себе внимание профессиональных художников.

В мастерских С. Т. Коненкова и В. Л. Ватагина появляются необычные, овеянные поэзией сказок скульптуры из причудливых корней и сучьев. Свой досуг работе над лесной скульптурой отдают люди самых разных профессий. Доступна она и вам. Надо только любить природу, не проходить равно­душно мимо всего, что вас окружает в лесу. И тогда вы будете ходить в лес не только за грибами да за ягодами, но и за сказкой. А сказка эта в лесу всюду. Вглядитесь внимательно в витиеватый сучок, упав­ший с сосны: быть может, это сказочный Змей Горыныч?
    
Конечно, отыскать корень, который бы совершенно точно копировал человека или животное, невозможно. Как правило, лесная скульптура передает только самое основное, самое характерное. Эта недосказанность делает ее предельно выразительной, пленяет красотой естественных форм дерева.

К работе над корневой скульптурой нужно подходить по-разному. В одном случае достаточно только найти сучок и, отгадав заключенный в нем образ, водрузить на подставку. В другом случае скульптурные композиции собирают по заранее составленному эскизу, подпиливая и подгоняя друг к другу множество деталей. Материал, собранный в лесу, всегда подскажет вам, как поступить в том или ином случае.

Заготовку материала начните с интересных сучков и корней, таких, которые имеют красивые извивы, сложные переплетения или же хотя бы отдаленно напоминают какие-то живые существа.

Часто бывает, что принесенный домой интересный корень долго не желает «раскрывать» себя. Но пройдет, может быть, не одна неделя, и вы вдруг обнаружите, что это уже не просто корень, а персонаж изве­стной вам сказки или басни.
Много интересного материала можно собрать в лесных речках, из которых легко извлечь так называемые топляки — корни и сучья зато­нувших деревьев. Полежавшая некоторое время в воде древесина ольхи и березы приобретает серебристо-серый цвет. Темно-коричневыми, почти черными становятся ветки дуба.
    
    
    
    
    
    
Лесная скульптура.
    
 На торфяниках, там, где неподалеку растет сосна, можно найти ее корни медно-красного цвета. Собранные корни промойте тут же, в реке. Полежав несколько дней на берегу, они хорошо просохнут, и их можно перенести в мастерскую.
В лесу много выворотней — деревьев, вывороченных с корнями вет­ром. Освободите их корневища от грунта и отпилите ножовкой наиболее интересные части. Одновременно заготовляйте материал для подставок. Для этого собирайте в лесу грибы-трутовики, куски сосновой коры. Имея под руками необходимый материал, можно приступить к работе.

Как правило, корни и сучки требуют совсем незначительной дора­ботки. Иногда бывает достаточно одного штриха, чтобы скульптура за­говорила. Доработка включает в себя полирование фигурки, подрезку и подточку отдельных деталей, а при необходимости и укрепление трух­лявой древесины.

Полирование выполняют после того, как поверхность древесины тщательно очищена. Возьмите куриную косточку и натирайте ею древесину, постепенно усиливая нажим. После этой операции дерево приобретает мягкий блеск старого серебра. Помните, что косточкой можно полировать только крепкую древесину, а мягкую следует укре­пить. В растопленный парафин добавьте немного скипидара. Получен­ной мастикой обильно смажьте древесину, а когда она подсохнет, разо­трите ее щеткой или сукном до блеска.
Часто бывает необходимо скрыть случайные трещины, дупла, вы­боины. Для этого приготовьте шпаклевку из мелких древесных опилок, замешанных на клею. При необходимости шпаклевку можно подцвечи­вать акварельными красками.

Готовую фигурку укрепите на подставке клеем и деревянными шты­рями. Хорошо подобранная подставка не только делает скульптуру устойчивой, но и усиливает ее выразительность. Например, золотую рыбку лучше всего укрепить на срезе древесины хвойного дерева, тек­стура которого напоминает бегущие волны. В некоторых случаях скульп­туру вместе с подставкой можно покрыть лаком. Но этим приемом сле­дует пользоваться крайне осторожно, только в тех случаях, когда это оправдано художественным замыслом.    
 



По этой теме читайте на сайте :