ГлавнаяЭнциклопедия выживанияКораблекрушение

Первое и наиболее опасное последствие кораблекрушения — это паника среди пассажиров. Возникает она, как правило, спонтанно и развивается молниеносно. Человек, охваченный паникой, плохо со­ображает, и часто толпа становится опаснее непосредственного сти­хийного бедствия или аварии, которые и вызвали паническое состоя­ние людей. Паника редко начинается сразу у нескольких людей, ее зачинщиком чаще всего становится один человек.

 

Именно поэтому команде корабля надо постараться вычислить человека или несколь­ких человек, способных создать хаос, т. е. являющихся потенциальны­ми паникерами. При длительном плавании пассажирского судна, ког­да все пассажиры на виду, такого человека или нескольких человек можно вычислить заранее и обратить на них особое внимание. Как правило, люди, подверженные паническим состояниям, даже в обыч­ных условиях легко возбудимы, проявляют повышенную раздражи­тельность, вечно бывают чем-то недовольны, зачастую высказывая это в резкой форме.

Расчеты, сделанные на основании анализа многих аварий и катаст­роф в самых различных ситуациях и на разных видах транспорта, пока­зывают, что вероятность спасения при организованном выходе из зоны аварии, катастрофы или стихийного бедствия и, в частности, оставле­нии судна, терпящего бедствие, выше панического в 4—47 раз (в зави­симости от типа спасательного средства).

Большие современные суда имеют достаточно высокую скорость дви­жения, поэтому столкновение с айсбергом, другим судном или посадка на мель могут привести к крупным повреждениям (пробоинам) корпу­са, резкому наклону судна и даже разламыванию его пополам. Особен­но это опасно ночью, когда ночью паника среди пассажиров еще более вероятна.
    
    
    
    
Крупнейшие морские катастрофы XX века
15 апреля 1912 года английский пассажирский лайнер «Титаник» столк­нулся с айсбергом в Северной Атлантике и затонул. Погибло 1503 чело­века.
29 мая 1914 года канадский пассажирский лайнер «Эмпресс оф айленд» столкнулся с норвежским судном «Сторстадт». Погибло 1012 человек. 27января 1949года китайские пароходы «Тайпин» и «Цзинь-Юань» столк­нулись в Тайваньском проливе. Погибло 1500 человек. 20 декабря 1987года филиппинский каботажный теплоход «Дона Бас» столкнулся с танкером «Виктор» неподалеку от острова Сариндуке. Оба судна затонули, погибло около 3000 человек. Вероятно, это самая крупная катастрофа на море в мирное время.
28 сентября 1994 года эстонский морской паром «Эстония» затонул ночью во время шторма в 100 км от шведского берега. Погибло 852 че­ловека.
    
    
Чтобы избежать панического страха перед неизвестностью, каждый пассажир должен не только изучить инструкцию по поведению во вре­мя катастрофы, но и ознакомиться с расположением спасательных плав­средств, особенно тех, которые указаны в каждой конкретной инструк­ции, имеющейся в его каюте, то есть тех, возле которых он должен находиться по сигналу тревоги. Лучше всего даже несколько раз пройти этот маршрут от своей каюты до спасательного плавсредства и хорошо его запомнить, так как ориентироваться во время катастрофы, особен­но ночью, очень нелегко.

Решение о необходимости оставить судно принимается капитаном, поэтому:
посадка в шлюпки или спасательные плоты производится только по команде с мостика;
в первую очередь предоставляются места женщинам, детям, ране­ным, старикам и инвалидам;
с собой разрешается брать только документы, спички или зажи­галку, деньги, личные лекарства, одеяло. Все другие предметы и личные вещи брать в спасательное плавсредство запрещено!
последним покидает корабль капитан.
В основе этих жестких этических правил лежит целесообразность, подтвержденная всеми происходившими катастрофами судов на море.

Действия экипажа
1. Без суеты и нервозности спустить на воду шлюпки или сбросить плоты и вытянуть линь;
2. По возможности загрузить одеяла дополнительно к имеющемуся аварийному набору, еще продукты и питьевую воду, аварийную радиостанцию.
3. Соблюдая очередность, без суеты и паники принять на борт толь­ко то количество людей, которое данное плавсредство может вы­держать;
4. Помочь всем пострадавшим при погрузке.
5. После полной загрузки спасательного средства перерезать линь.
6. Спустить плавучий якорь.
7. Попытаться собрать все обломки, плавающие вокруг судна, кото­рые могут пригодиться в дальнейшем (деревянную тару, спаса­тельные пояса и т. п.). Но не перегружать ими плавсредство.
8. Установить связь с другими плавсредствами.
9. Закрыть входные отверстия спасательного плота, если холодно или море сильно штормит.
10. Наддуть днище плота.
11. Проверить, нет ли течи, а на надувном плоту и утечек воздуха.
12. Вычерпать всю попавшую в плавсредство забортную воду.
13. Проверить надежность закрепления снаряжения во избежание потерь при опрокидывании на крутой волне или при шквальном порыве ветра.
14. Выставить вахтенного.
15. Подготовить к использованию все индивидуальные спасательные средства, всем обязательно постоянно находиться в спасательных жилетах.
16. Первые сутки питьевую воду давать только раненым и больным.

Действия пассажиров
1. По возможности надеть на себя побольше одежды.
2. Правильно надеть спасательный жилет.
3. Не прыгать за борт без крайней необходимости и попытаться сесть в спасательное плавсредство сухим.
4. При необходимости прыгать за борт — это надо делать с высоты не более 5 м, закрыв нос и рот одной рукой, а другой крепко дер­жась за жилет.
5. При попадании в воду плыть только к ближайшему плавсредству.
6. Помнить о том, что в холодной воде с каждым движением проис­ходит усиленная потеря организмом тепла и до того, как вы добе­ретесь до шлюпки или плота, может произойти необратимое пе­реохлаждение тела.
7. По возможности желательно принять таблетки от морской болезни.
8. Держаться ближе друг к другу для сохранения тепла. В холодном климате делать двигательные упражнения, чтобы избежать пере­охлаждения. Если промокли, желательно (по возможности) пере­одеться в сухую одежду.

 

После того как последний пассажир и член экипажа покинул судно и шлюпки или спасательные плоты оказались на безопасном расстоя­нии от терпящего бедствие судна, в силу вступают следующие два ос­новных правила:
шлюпкам или плотам держаться недалеко друг от друга; не покидать район гибели судна, если нет твердой уверенности, что возможно достижение берега или выход на оживленный мор­ской путь (особенно важно соблюдать это условие, если судно потерпело катастрофу на оживленном морском пути). Это помо­жет более быстрому обнаружению находящихся на спасательных плавсредствах.
 



По этой теме читайте на сайте :

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.