ГлавнаяТворчествоТворческая мастерскаяКерамика — своими руками

КЕРАМИКА
    
Глина — один из самых распространенных природных материалов, освоенных человеком еще в глубокой древности. Высокая пластичность материала позволяла изготавливать из него множество необходимых в быту предметов — главным образом посуду, украшения и всевозможные культовые фигурки.

Самые ранние изделия были хрупкими, боялись влаги, и в глиняных сосудах можно было хранить лишь сухие продукты. Но, разгребая золу угасшего костра, человек не раз замечал, что глинистая почва в том месте, где горел костер, становится твердой как камень. Эти наблюдения, видимо, и навели человека на мысль обжигать для прочности глиняные изделия.
Вещи из обожженной глины принято называть керамикой.

Инструменты
Широкое распространение керамика получила в Египте, Ассирии, Вавилоне и Греции. Многие музеи мира украшают знаменитые греческие вазы-амфоры, расписанные традиционными орнаментами и сценками из древнегреческой мифологии. Высокохудожественной керамикой слави­лась и Древняя Русь. Из мастерских русских керамистов выходили терракотовые и поливные изразцы, посуда, игрушки. Известные, совре­менные керамические промыслы нашей страны — гжельский, скопин-ский, балхарский, оятский и многие другие — продолжают традиции ста­рых мастеров. На международных выставках их изделия неоднократно отмечали медалями и дипломами.

Современное керамическое производство имеет сложное техническое оборудование, применяет более совершенную технологию и новые мате­риалы. Но создавать керамические изделия можно и в школьном кружке, используя вполне доступные ма­териалы и оборудование, приме­няя сравнительно несложную тех­нологию.
Основа любого керамического изделия — глина. По цвету она делится на два основных вида: красножгущуюся, которая после обжига становится красной, и бе-ложгущуюся, которая после обжи­га становится белой. Чтобы определить, с какой глиной вы имеете дело, нужно сделать пробу: обжечь небольшой кусок глины. Даже некоторые черные глины после обжига становятся белыми.

Последовательность лепки сосуда из жгутиков.
Заготовленную глину промойте и удалите из нее различные примеси. Для этого положите глину в ведро или таз, залейте водой и тщательно размешайте до получения однородной массы. Через несколько часов камни и песок осядут на дно, а всевозможные легкие примеси всплывут. Переложите глину в широкую посуду, дайте подсохнуть, потом тщательно перемните. Готовая для работы глина должна напоминать тесто и легко отставать от руки. Глины, содержащие значительное количество песка, называют тощими. Тощие глины пригодны для изготовления более круп­ных вещей с обобщенными формами. Мелкие изделия с тонкой прора­боткой деталей лепят из жирной глины, не содержащей песка.

Чтобы придать глине некоторые дополнительные качества, в нее вво­дят всевозможные примеси. Керамика станет более легкой и прочной, если в нее ввести немного опилок. Народные мастера Таджикистана вместо опилок добавляют в глину пух камыша-рогоза или тополя. До­бавление в глину окиси железа или шамота значительно ускоряет обжиг. Шамот приготовляют из толченых черепков или красного кирпича. Тол­ченый кирпич просеивают, удаляют керамическую пыль, добиваясь крош­ки, не превышающей размера просяного семени. Шамота в глине должно быть не больше одной пятой части общей массы, иначе качество керамики ухудшится.

Для лепки нужно заготовить специальные скульптурные инструмен­ты — стеки. Стеки вырезают из твердой древесины самшита, груши, яблони, бука или березы. Для влагоустойчивости стеки протирают льня­ным или любым другим растительным маслом. На первый случай лучше всего сделать три стека. Рабочую часть одного из них делают из стальной проволоки, укрепив ее, как показано на рисунке. Этим стеком удобно срезать лишнюю глину.

Но основными инструментами при лепке всегда оставались пальцы. Следы пальцев вносят рукотворность в керамическое изделие, придают особую мягкость формам. Поэтому не увлекайтесь работой стеками и помните, что основное их назначение — проработка мелких деталей и уда­ление лишней глины.
Для начала попробуйте изготовить несложный сосуд. В глубокой древности простейшие сосуды просто выскребали из целого куска глины или же лепили их вручную. В Средней Азии в некоторых селениях до сих пор сохранился ручной способ лепки сосудов. Чтобы изготовить сосуд вручную, вначале вылепите его дно в виде круглой пластины. За­тем раскатайте небольшие куски глины в жгутики одинаковой толщины. Жгутики, начиная со дна, наращивайте виток за витком, делая диаметр каждого витка больше или меньше, в зависимости от требуемой конфи­гурации сосуда. При наращивании жгутиков одновременно затирайте щели между ними и выглаживайте поверхность сосуда.

Для изготовления сосудов более сложной формы применяют гончар­ный круг.
История гончарного ремесла знает два основных типа гончарных кру­гов — ручной и ножной. И тот и другой работают благодаря инерции вращения.

Наиболее древний круг — ручной. Первое упоминание о нем относится к концу четвертого тысячелетия до новой эры. Рабочий диск у него го­раздо массивней, чем у ножного, так как он одновременно служит й маховиком. Гончар левой рукой раскручивал круг, а чтобы поддержи­вать во время работы равномерное вращение, постоянно подкручивал его. Правой рукой мастер формовал сосуд, накладывая спиралью заранее заготов­ленные глиняные жгуты. На таком круге трудно лепить одному сосуды сложной фор­мы, поэтому в древнем Егип­те и Греции при формовке сложных сосудов мастер по­ручал вращать гончарный круг своему подмастерью. Последовательность лепки сосуда из жгутиков.
    
   Последовательность формовки сосуда на гончарном круге
Последовательность формовки сосуда на гончарном круге.
    
    
Ножной гончарный круг появился гораздо позже и быстро вытеснил ручной круг. Теперь у мастера освободились обе руки для формовки сосудов. Повышенная мощность станка позволяет изготовлять крупные и сложные сосуды, к тому же из целого куска глины.
Ножной круг состоит из деревянной станины, вертикальной металли­ческой оси и двух деревянных дисков. В верхней части оси укреплен небольшой диск, на котором мастер формует изделие, а в нижней — маховик в виде большого деревянного круга. Нижним концом ось упи­рается' в упорный подшипник. Гончар вращает маховик правой ногой, периодически подталкивая его, не давая угаснуть равномерному враща­тельному движению.

Теперь многие гончары работают на электрическом гончарном круге. Изготовить такой круг можно своими силами, используя вместо станины старый стол или столярный верстак. Устройство круга показано на рисун­ке. Электродвигатели могут быть самыми различными, но лучше взять двигатель от швейной машины — он снабжен педалью для регулирования скорости вращения. Такие двигатели продаются в магазинах запчастей для швейных машин и стоят вместе с педалью около восьми рублей.
Диаметр рабочего круга — 25—30 см. Круг выточите из бронзы, алю­миния или пластмассы. Можно изготовить круг из многослойной фанеры, доски или древесностружечной плиты, но тогда придется для придания влагоустойчивости пропитать его несколько раз горячей олифой.
    
    
    Гончарные круги
    
1— ручной, 2 — ножной и 3 — электрический гончарные круги.
    
    
Соотношение диаметров шкива электромотора и шкива круга рас­считайте так, чтобы круг вращался со скоростью 300—350 оборотов в минуту. Учтите, что вращение должно происходить против часовой стрелки.
Чтобы научиться работать на гончарном круге, нужно запастись тер­пением. Только после хорошей тренировки вы сможете изготовлять про­стейшие сосуды сравнительно небольших размеров.
Перед началом работы на круге приготовьте банку с водой для об­рызгивания глины и смачивания рук. Понадобятся еще губка для удале­ния со дна сосуда лишней воды, кронциркуль и проволока, к концам которой прикреплены деревянные ручки. Все эти приспособления пока­заны на рисунке.

Глину нужно положить на круг строго по центру — гончары называ­ют эту операцию центрированием. Придав куску глины руками форму, близкую шару, несильным, но резким движением бросьте его как можно точнее на середину круга. Кусок глины должен хорошо прилипнуть к кругу. Чтобы облегчить центрирование, можно нанести на круг кон­центрические окружности.
Закрепив глиняную массу, включите мотор и, смочив руки водой, окончательно отцентрируйте глиняный шар, чтобы при вращении круга он казался неподвижным. Затем глину необходимо тщательно промять на вращающемся круге. Для этого ее то вытягивайте в высокий конус, то снова придавайте первоначальную сферическую форму. Эту операцию повторите несколько раз. Из промятой глины удалятся воздушные пу­зырьки, и она станет плотной и однородной.

Промежуточная форма при изготовлении большинства сосудов — ци­линдр, поэтому прежде всего научитесь лепить именно его. В середине глиняной массы плавно нажмите большими пальцами и сделайте цилин­дрическое углубление. Постепенно расширяйте его, доведя диаметр до требуемых размеров. Остальными пальцами формуйте внешнюю стенку цилиндра. Затем вытяните цилиндр. Крупные цилиндры вытягивают двумя руками, из которых одна находится внутри цилиндра, другая на внешней стороне боковой поверхности.

Руки, между которыми должна находиться стенка цилиндра, перемещайте от дна вверх, добиваясь по­лучения тонкой стенки постепенным сближением рук. Руки обращены ладонями к поверхностям цилиндра. Этот прием повторяйте до тех пор, пока не добьетесь нужной высоты цилиндра. Если вы делаете маленький цилиндр, можно работать одной рукой, постепенно сближая большой палец, скользящий по внутренней поверхности, с другими пальцами, скользящими по внешней поверхности. Чтобы руки хорошо скользили и не рвали глину, смачивайте их водой.

Из готового цилиндра формуйте задуманный вами сосуд. Вначале лепите основание. Затем, мягко надавливая пальцами на стенки цилин­дра с внутренней стороны, постепенно расширяйте его. Рука внутри цилиндра и рука на внешней поверхности должны двигаться синхронно. В результате вы получите тулово кувшина. Точно так же, только теперь уже надавливая с внешней стороны, формуйте плечо и шейку. Завершай­те изготовление кувшина лепкой венчика. Воду, скапливающуюся в со­суде, убирайте губкой, которую на проволочном крючке опускайте на дно.

При выполнении нескольких одинаковых сосудов и при копирова­нии пользуйтесь различными шаблонами из дерева или пластмассы.
Готовый сосуд срежьте с остановленного круга проволокой с ручками.
Теперь изделие нужно декорировать. Существует множество способов отделки керамики. Один из древних способов — лощение — очень прост. Поверхность подсохшего изделия натирают любым гладким предметом, уплотняя верхний слой глины до появления блеска. После обжига блеск становится сильнее. Лощеную посуду можно смело использовать в хо­зяйстве, так как она достаточно влагоустойчива.
На Руси лощеную посуду с декоративной целью дополнительно под­вергали чернению.
    

Керамика Инструменты

1 — проволока с ручками, 2 — шаблоны, 3 — губка, 4 — крон­циркуль, 5 — элементы глиняного сосуда.

Для этого в конце обжига в печь бросали какое-нибудь дымящее топливо, например вар. Впитывая дым, сосуды ста­новились черными, сохраняя блеск. Есть еще один способ чернения по­суды. Раскаленную керамику бросают в опилки или в рубленую солому. Остывая, она приобретает черный цвет.

Широко применяют в керамике способ декорирования жидкими гли­нами — ангобами. Если украшаемое изделие изготовлено из красножгу-щейся глины, то ангобы приготавливают из беложгущейся глины. Глину разводят до густоты сметаны и наносят на изделие кистью или резино­вой грушей. Добавляя в глину окислы металлов, можно получить раз­ноцветные ангобы. Сернокислый кобальт дает синий цвет, перекись мар­ганца — коричневый, окись хрома — зеленый, окись никеля — желтый, окись железа — красный, смесь окисей хрома, марганца и кобальта — черный.

Окрашивать керамику можно непосредственно окислами металлов без добавления жидкой глины. Управление в керамике различными от­тенками цвета — сложная задача, и только многочисленными пробами можно ее решить. Сделайте из керамической облицовочной плитки свое­образную палитру. Нанесите на нее мазки разных ангобов, запишите, в каких пропорциях и какие окислы вы добавляли, затем обожгите в печи. Таких плиток можно сделать несколько. Они будут необходимым спра­вочным материалом при подборе нужных цветов.

Яркий декоративный эффект дает техника сграффито. Слегка под­сохшее глиняное изделие полностью или частично покрывают слоем ангоба. После того как ангоб загустеет, но не потеряет пластичности, стеком выскабливают нужный рисунок, обнажая нижний, более темный слой глины.
До сих пор археологи находят в поселениях древнего человека от­дельные черепки и даже целые сосуды, украшенные так называемым текстильорнаментом — отпечатками грубых тканей и сетей.

Штампованный орнамент можно попробовать выполнить с помощью деревянных штампиков, предварительно вырезав на дереве различные элементы узора.
Обжигать глину удобно в муфельной печи, которая продается в учкол-лекторах и есть почти в каждой школе. В печь загружают изделия, предварительно просушенные в течение пяти-шести дней при комнат­ной температуре. В печи под действием высокой температуры глина теряет связанную с ней воду и становится влагоустойчивой и прочной. Обжигают глину примерно около трех часов. Обожженную, но не покры­тую глазурью глину называют терракотой. По окончании обжига печь выключают, и изделия остывают прямо в печи.

Покрытую глазурью керамику называют майоликой. Глазурь, или полива, тонким стекловидным слоем покрывает керамическое изделие, делая краски и ангобы яркими и сочными, полностью предохраняя их от влаги. Известен народный способ приготовления глазури. Разогревают на огне бутылочное стекло и бросают его в холодную воду. Стекло по­крывается мельчайшими трещинами и легко рассыпается. В ступке стекло перетирают в порошок, разводят его водой и добавляют клейстер. Изделия поливают этим составом и дают просохнуть, после чего снова загружают в печь, где выдерживают около трех часов.

В некоторых случаях глазурь на керамических изделиях можно имитировать. Всевозможные украшения, мелкую декоративную скульп­туру и настенные плиты вполне допустимо покрывать вместо трудоем­кой глазури различными лаками. Внешне они почти не отличаются от глазури, но намного упрощают работу, не снижая художественных до­стоинств керамики. Подтверждение тому абашевские игрушки, с большим вкусом расписанные масляной эмалью, знаменитые болгарские черно-лаковые сосуды.  



По этой теме читайте на сайте :

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.