ГлавнаяЭнциклопедия выживанияКак находить правильную дорогу в незнакомой местности

 
    
Успех поиска населенных пунктов и людей в аварийной ситуации зависит от многих причин. Это и умение ориентироваться на местнос­ти, правильно обнаруживать признаки, указывающие на присутствие людей, читать и расшифровывать следы.
Естественно, что проблема выхода к людям будет не так сложна, если вы знаете, в каком районе, хотя бы приблизительно, находитесь. Мест­ность не является для вас чуждой в природном отношении, т. е. вы нахо­дитесь в своей природной и климатической зоне.

Если аварийная ситуа­ция произошла вследствие потери ориентировки во время туристского похода в отдаленной местности и в других подобных случаях, то при наличии карты или даже простенькой схемы направление движения можно определить приблизительно. Для этого надо вспомнить, в какое время, с какой стороны находились луна, солнце, в какую щеку дул ветер, был ли он тогда постоянным.

Пройденное расстояние подсчитывают, умножая среднюю скорость на время движения. Необходимо вспомнить все зна­чительные ориентиры, встретившиеся на пути, — скалы, холмы, озера, ручьи, реки. Затем направление, расстояния и ориентиры нужно после­довательно «привязать» к карте. Обычно этого бывает достаточно, чтобы узнать свое местоположение.

При наличии компаса и в гористой местно­сти местоположение находят методом обратных засечек. Но все эти спо­собы хороши только тогда, когда в группе путешественников есть карта, компас и ими умеют пользоваться. На практике в аварийных ситуациях часто оказываются люди, совершенно не приспособленные к таким ус­ловиям, не имеющие карты, компаса и оказывающиеся в непривычной для них местности за тысячи километров от знакомых мест и даже при­родно-климатических зон.
При полной невозможности определить свое месторасположение нужно двигаться вниз по течению первой попавшейся реки. Чем она крупнее, тем больше вероятность встретить возле нее людей. Практи­чески все города, поселки, деревни и хутора имеют выход к воде. Круп­ные реки судоходны, мелководные используются местным населением для перевозки грузов на катерах и лодках. Большинство охотничьих избушек чаще всего строятся на берегах рек и озер или в самой непосредственной к ним близости. Поэтому путь вниз по реке практи­чески всегда приведет к людям.

Обнаружить ближайший населенный пункт можно с помощью обзо­ра. Для этого надо периодически подниматься на возвышенные точки рельефа, забираться на деревья и осматриваться вокруг. На присутствие людей могут указать огни, дымы, взлетающие и садящиеся самолеты и вертолеты, просеки, покосы, столбы электропередач, различные искус­ственные сооружения.

Видимость на ровной местности ночью

электрический фонарь — от 1,5 до 4 км;
костер — за 8—10 км;
фары автомашин — за 10 км;
зарево большого города — за 50—60 км.

Видимость на ровной местности днем

люди видны — за 1,5 км;
отдельно стоящие деревья, столбы — от 2 до 3 км;

отдельные дома — за 5 км;
заводские трубы — за 6—8 км,

а дым из них — в некоторых случа­ях за 60 км;
крупные здания — за 9—10 км;
населенный пункт — за 11—15 км;
церкви, высокие башни и элеваторы — за 16—20 км.

Чувствительность зрения можно увеличить за счет глубокого, спо­койного дыхания, обтирания лица и затылка снегом или холодной во­дой. При напряженном внимании чувствительность зрения повышает­ся в 1,5—2 раза. При любом отвлекающем шуме, посторонних мыслях, нетерпеливых возгласах окружающих эта чувствительность значитель­но уменьшается.
Прослушивание звуков также может помочь обнаружить и людей, и населенный пункт, и автомобильную трассу, и железную дорогу.

Такая звуковая пеленгация человеком возможна с достаточно большой точно­стью — от 3° до 5°. Услышав какой-либо не очень понятный звук, нуж­но быстро повернуться к нему лицом и не двигаясь вслушаться, а при повторении засечь его направление каким-либо природным ориенти­ром, а если есть компас, то взять на него азимут. Ночью в направлении звука надо некоторое время понаблюдать, желательно с возвышенности рельефа или дерева, так как есть возможность увидеть какие-либо огни или зарево над населенным пунктом.

Слышимость различных звуков

стук весел и скрип уключин слышны примерно за 300 м; рубка или пилка дерева слышны за 0,5 км;
неразборчивый крик человека за 1 км;
стрельба из ружья, лай собак, ржанье лошади, автомобильный
сигнал слышны за 2-3 км;
звук работающего трактора слышен за 3—4 км;
тепловозный или пароходный гудок слышен за 7—10 км;
шум идущего поезда слышен за 10 км;
взрыв на карьере слышен за 12—15 км.

Определение населенного пункта по тропе или дороге по состоянию лесной тропы.

При приближении к населенному пункту она становится шире, более натоптанной, и на ней чаще встречаются ответвления, места стоянок. При удалении наблюда­ется обратная картина;
выйдя на лесовозную дорогу, следует обратить внимание на то, как лежат на ней потерянные бревна. Как правило, они валя­ются на обочинах комлем (широким основанием) в сторону на­селенного пункта, поскольку их возят на автомашинах комлем вперед;
съезд автомобильного и гужевого транспорта с полей и лесных делянок обычно направлен к поселку. При приближении к насе­ленному пункту дорога обычно становится более наезженной и разбитой;
свежие следы авто- и гужевого транспорта и людей, как правило, утром ведут от жилья, а вечером к жилью;
дороги и тропы чаще всего разветвляются на пути от поселка и сходятся при приближении к нему;
в тундре и пустыне к жилью может вывести след домашних жи­вотных — оленей, баранов, верблюдов, надо лишь по отпечатку копыт установить, в какую сторону проследовало стадо, табун; чтобы понять, в какую сторону прошла автомашина или телега, надо внимательно осмотреть оставленные ею следы.

Так, напри­мер, воронкообразные завихрения на дне следа направлены ост­рыми углами в сторону движения. Песок, пыль, грязь ложатся по склонам колеи в виде веера, раскрытого в противоположную от направления движения сторону. Концы раздавленных ветвей, па­лок, прутиков обращены в сторону следования транспорта.

При переезде через лужу следы высыхают в сторону движения. Комков грязи, прихваченных протектором автомашины или ободом коле­са, становится меньше по мере удаления от лужи; клочков сена на придорожных кустах и нависающих ветках боль­ше всегда с той стороны, откуда его везли. А поскольку чаще всего везут в населенный пункт, то в ту сторону и надо идти. Хотя иног­да бывает, что сено везут для подкормки диких копытных живот­ных в глубине леса!
    
Заблудившегося в лесу лыжника к жилью вывести может случайная лыжня. Но для этого надо уметь определять направление движения про­шедшего здесь лыжника. Отпечаток плоскости кольца лыжной палки, бывает, наклонен в сторону движения. Соответственно, комки снега, выброшенные кольцом лыжной палки, направлены в сторону движе­ния. Бороздка в снегу от острого конца палки длиннее в сторону дви­жения, так как при подъеме палки из снега она некоторое время прово­лакивается по снегу.

Отпечаток узких беговых лыж, большие расстояния между ямками от лыжных палок, использование скоростной техники движения — все это говорит о том, что здесь прошел человек налегке. Это может быть тренирующийся спортсмен или отдыхающий. В этом случае, чтобы выйти к жилью по свежему следу, вечером нужно идти по ходу движения, утром — в противоположном направлении.

Глубокая, хорошо разработанная лыжня, большое количество отпе­чатков лыжных палок и небольшое расстояние между ними, характер­ные отпечатки широких охотничьих или туристских лыж, следы частых привалов указывают на то, что здесь прошла группа туристов.


По этой теме читайте на сайте :

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.