ГлавнаяТворчествоТворческая мастерскаяИзготовление войлочных ковров

ВОЙЛОЧНЫЕ КОВРЫ
    
    
Искусство изготовления узорных войлочных ковров, по мнению уче­ных, сложилось у многих народов во времена кочевого образа жизни, когда скотоводство было одним из главных занятий людей. Стада овец и верблюдов давали, кроме продуктов питания, шерсть для различных изделий.

До наших дней сохранились войлочные ковры, сделанные в пятом веке до новой эры. Удивительно прочные, теплые и мягкие, они широко использовались в быту кочевников. Разложенные на земле и развешан­ные на стенах степных кибиток и юрт, войлочные ковры защищали от морозов и дождя, сырости и зноя. Позже, когда многие кочевые народы стали вести оседлый образ жизни, коврами застилали пол, завешивали плетеные или каменные стены. На коврах спали, а наиболее тонкими и красиво выделанными укрывались как одеялами.


Сегодня войлочные ковры ценятся главным образом за их декоратив­ные достоинства. Прекрасные художественные ковры выделывают в Сред­ней Азии киргизы, казахи, туркмены и узбеки, в Закавказье — грузины и армяне. Искусство художественного оформления войлока — неотъемле­мая часть декоративно-прикладных ремесел многих народов Российской Федерации — дагестанцев, балкарцев, карачаевцев, чеченцев, ингушей, башкир и калмыков. На протяжении многих веков вырабатывались харак­терные для каждого народа композиционные приемы и узоры.

Рисунки ковров создавались и видоизменялись из столетия в столе­тие. Творческая мысль мастеров дополняла и трактовала по своему вкусу широко известные ковровые орнаменты, отсюда и величайшее мно­жество композиционных и орнаментальных решений. Так сложилось прекрасное традиционное искусство войлочного узорного ковра, занима­ющее заметное место в народном искусстве нашей страны.

Войлочные ковры бывают двух видов — с ввалянным и мозаичным узором. Техника ввалянных ковров дает возможность получить удиви­тельные по своей красоте узоры, напоминающие акварельные переливы. Мозаичный узор менее многоцветен, чем ввалянный, но у него есть и свое достоинство: более графичный рисунок, не подверженный тем измене­ниям, которые может претерпеть ввалянный орнамент во время изготов­ления ковра, а затем и многолетнего пользования.
Технология изготовления войлочных ковров не требует специально­го оборудования, поэтому любой из вас может сделать ковер для себя.

Для войлочных ковров применяют грубые сорта овечьей шерсти осенней стрижки.
Очистите шерсть вручную от сорных примесей, разберите ее пряди, опустите в ванну, бак или корыто и промойте чуть теплой водой с по­рошком «Новость» (25 г на 1 л воды).

Затем хорошо прополощите спер­ва теплой, потом холодной водой. Промытое волокно погрузите в резер­вуар с раствором красителя и на 15 минут оставьте без подогрева.

После этого доведите раствор до кипения и кипятите шерсть 35—40 минут. В зависимости от применяемого красителя добавьте в него те или иные компоненты: соду, соль, уксус, как указано в рецептах, которые прила­гаются ко всем красителям, имеющимся в продаже. Во время крашения волокно осторожно поворачивайте деревянной палочкой не менее четы-рех-пяти раз.
После окраски промойте шерсть теплой и холодной водой, затем пряди нужно немного растрепать и разложить на бумаге или полотне для просушки. Окрашенную и просушенную шерсть разберите и расче­шите на чесальном гребне. Зубья гребня можно сделать из тонких, ча­сто набитых гвоздиков без шляпок. Длина зубьев около 30 мм.

Пряди волокон берите обеими руками, с некоторым усилием наса­живайте на зубья гребня и растягивайте в разные стороны так, чтобы расчесываемые волокна стали пушистыми, как вата. Шерсть каждого цвета нужно и расчесывать, и складывать отдельно друг от друга.

Теперь можно раскладывать узор.
Возьмите брезент или какую-либо другую толстую ткань размером больше предполагаемого ковра. Легкими линиями карандаша, мела или уголька нанесите на брезент рисунок. Брезент с нанесенным рисунком будет служить шаблоном для раскладки узора.
    
    
И предварительную, и окончательную валку лучше проводить с по­мощниками. Чем больше ковер, тем труднее его свалять одному.
Окончив валку, просушите войлок в расправленном виде на ровной поверхности. Просушенный ковер аккуратно подрежьте по краям нож­ницами или острым ножом и обшейте тесьмой.
Теперь о том, как сделать войлочный ковер с мозаичным рисунком.

Сваляйте уже описанным способом два однотонных, без рисунка, пласта войлока — например, один синий, другой красный. Толщина го­тового пласта должна быть не больше 5 мм. Наложите один пласт на другой и, нанеся тонкой линией мелом или угольком узор, острым но­жом прорежьте одновременно оба пласта. Разъединив их, вы получите узорные куски войлока, одинаковые по размерам и конфигурации.

Раз­ложите эти куски так, чтобы получить два одинаковых по рисунку ковра, но с разным цветовым решением фона и узора. Один будет с синим фоном и красным узором, другой — с красным фоном и синим узором. Части войлока сшейте крепкой ниткой, затем аккуратно пришейте к швам цветную однотонную тесьму. Ровно подрежьте края ковра и обшейте тесьмой. Мозаичный ковер готов.
Ручное изготовление войлочного ковра позволяет бесконечно варьи­ровать не только их рисунки, но и цветовую гамму. Малейшее изменение соотношения цветов дает новые декоративные эффекты.  



По этой теме читайте на сайте :

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.