ГлавнаяТворчествоТворческая мастерскаяИзготовление витражей

ВИТРАЖ
    
    
Витраж — искусство древнее. Уже в пятом веке окна церквей и мона­стырей украшали орнаментальной мозаикой из цветных стекол, которые вставляли в деревянные или каменные переплеты. Со временем вместе с орнаментом в витражах стали изображать человека, а прежние пере­плеты заменили свинцовой арматурой. У мастеров-витражистов стало гораздо больше свободы в выборе форм, витраж стал пластичнее и бо­гаче.

Наивысшего расцвета искусство витража достигло в средние века в странах Западной Европы. Витражи украшали громадные стрельчатые окна готических соборов, городских ратуш, замков феодалов. Богатые горожане тоже заказывали витражи для своих домов.
Главное достоинство витража в том, что он смотрится на просвет, сохраняя максимальную интенсивность цвета и создавая ощущение празд­ничности, нарядности. Малейшее изменение освещения — и колорит вит­ража тоже меняется, обретая все новые и новые нюансы: приподня­тость, сказочность, загадочность.

Известные художники разных эпох — Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн-младший, Фернан Леже — обращались к искусству витража. Оно притягивало их необычностью, цветовой насы­щенностью, выразительностью. В одном из окон Третьяковской галереи можно увидеть замечательный витраж, изображающий всадника. Автор его — великий русский художник Михаил Врубель.

В архитектуре наших дней витраж становится одним из самых значительных видов декоративного убранства. Например, в вестибюле станции московского метро «Новослободская» установлены 32 орнамен­тальных витража, подсвеченных электрическими лампами. Сделаны эти витражи в Риге.
        
    
К сожалению, настоящий, профессиональный витраж — дело для но­вичков почти недоступное, потому что при его изготовлении применяется специальное цветное стекло, а скрепляется оно свинцово-оловянной жил­кой особого профиля, которую прокатывают на предназначенном для этого станке. Но с помощью художников-витражистов удалось выработать упрощенный, вполне приемлемый для кружка вариант, который, мы уверены, заинтересует многих из вас.
Сразу же оговоримся: упрощение относится только к технологии, но-никак не к художественным достоинствам витража — тут все зависит от ваших способностей и вкуса.

Начинайте с эскиза в цвете. Помните при этом, что размер и форма витража зависят от того места, куда вы хотите его установить. Когда эскиз будет готов, нарисуйте весь узор карандашом в натуральную ве­личину на листе бумаги и пронумеруйте каждый элемент. Это будет рабочий рисунок. Затем возьмите лист картона или плотной бумаги, пе­ренесите на него рисунок с помощью копирки и разрежьте на отдель­ные части, предварительно пронумеровав их точно так же, как на пер­вом листе. Каждая из этих частей будет служить шаблоном. Не за­будьте уменьшить края шаблонов на толщину металла, из которого вы изготовите жилку, скрепляющую отдельные детали витража.


Стекло берите самое обыкновенное — оконное. Стеклорезом вырежьте по шаблонам каждую деталь витража и окрасьте керамическими крас­ками, руководствуясь эскизом. Керамические краски выпускают в го­товом виде и разводят просто водой. Краску наносят на стекло распы­лителем или поролоновым тампоном тонким прозрачным слоем. Окрашен­ное стекло обжигают в муфельной печи при температуре 500 градусов, тогда краска приобретает прочность и долговечность.
Если не удастся достать керамические краски, можно взять обычные масляные. Правда, результат будет, естественно, хуже. Обжиг в этом случае не нужен.

Соединительная жилка в простейшем варианте делается из белой жести, но лучше взять тонкий листовой свинец — не толще 3 мм. Жесть или свинец нарезают полосками, а затем эти полоски изгибают так, что­бы в сечении они приняли форму буквы П. На рисунке показано не­хитрое приспособление, позволяющее легко и быстро делать жилку. На металлическую матрицу, изготовленную с помощью строгального или фрезерного станка, накладывают полоску и обжимают ее металличе­ским пуансоном, паз которого шире рабочей части матрицы на двойную толщину изгибаемого металла. А ширина рабочей части матрицы чуть больше толщины стекла.

Каждый кусочек стекла обрамляют жилкой. Окантовать всю деталь цельной жилкой нелегко, поэтому лучше отсечь для каждой грани соот­ветствующий отрезок жилки, а в углах спаять.
Потом детали накладывают на рабочий рисунок — номера помогут разобраться, какую деталь куда приложить — и жилки пропаивают спер­ва с одной стороны витража, потом с другой. Паять старайтесь осторож­но, чтобы от нагрева не лопнуло обрамленное жилкой стекло. Перево­рачивать витраж, пока он не весь спаян, тоже нужно осторожно, лучше с помощниками.
В качестве примера для начинающих мы даем на наших рисунках образец простого витража, состоящего из геометрических форм, и этапы его изготовления.
 


По этой теме читайте на сайте :

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.