ГлавнаяДамская комнатаВыращиваем лукИстория культуры лука

История культуры лука с древнейших времен до наших дней

Луки, несомненно, относятся к одним из первых растений, которые еще в доисторическую эпоху собирал, а затем и стал выращивать человек. Раньше всех вкус дикого лука узнали, вероятно, древние народы, жившие на территории современных Ирана, Афганистана, Туркменистана, Таджикистана. Пастухи и охотники собирали растения луков по горным лугам, а узнав их ценные свойства, пробовали разводить возле жилищ. Употребление лука и чеснока для приправы в какой-то мере компенсировало грубость пищи, плохую обработку продуктов, а иногда и отсутствие соли.
Считается, что возделывание лука началось около 4000 лет до нашей эры в средней части Юго-Западной Азии, где найдены очаги древнейшей земледельческой культуры. Отсюда лук через Персию попал в Египет, Грецию, Рим, а позднее в страны Центральной Европы.

История культуры лука

Первые изображения лука репчатого относят к 3200...2700 тт. до нашей эры. Упоминания о нем обнаружены в клинописи древних шумеров, насе­лявших территорию современного Ирака около 3000 лет до нашей эры, и в египетских папирусах. Крупные, очищенные луковицы и пучки листьев лука присутствовали на пиршественных столах фараонов, их клали на алтари жертвоприношений, использовали при мумификации. Лук и чеснок находили в саркофагах, во внутренних полостях и на закрытых глазах мумий. Изображения этих растений можно видеть на стенах гробниц IV и V династии в Саккаре и в захоронениях вблизи Фив (столицы Древнего Египта).
Лук и чеснок были обязательной пищей рабов — строителей пирамид, поскольку служили профи­лактическим средством от многих болезней. В Библии, датируемой пятым-шестым веком до нашей эры...вторым веком нашей эры, есть сведения о том, что израильтяне в Древнем Египте ели много лука, чеснока и лука-порея, которых им очень недоставало в странствиях с Моисеем. Лук и чеснок упоминаются в книгах Корана седьмого-восьмого веков.
Многочисленные литературные источники и про­изведения античного искусства рассказывают о популярности луков в государствах Древнего Мира, где они использовались не только как пищевые и лекарственные растения, но и как элемент религиозных ритуалов, обладающий магическим дей­ствием. Сведения об использовании лука и чеснока в Древней Греции дошли до нас в трудах прославленного врача Гиппократа (460...377 гг. до нашей эры), ученика Аристотеля естествоиспытателя и ботаника Теофраста (372...286 гг. до нашей эры), врача и фармаколога Диоскорида (I в. нашей эры). В сочинении Диоскорида «Лекарст­венные вещества» лук и чеснок выделены как сильнодействующие целебные растения.
В эпических поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» есть упоминания о луке и чесноке. Луковицы дарили новобрачным. Перед рождением близнецов Аполлона и Артемиды у богини Латоны улучшилось здоровье благодаря луку. В храме Аполлона в Дельфах крупные луковицы приносили в дар жрицам-прорицательницам пифиям.
Интересно отметить, что у древних греков луковица считалась символом устройства Вселенной.
    
Ее сочные чешуи, концентрично налегающие друг на друга, уподобляли небесным сферам, несущим все небесные тела и прикрепляющимся к центру мироздания.
В Древнем Риме лук считался средством, прогоняющим демонов и вампиров, и присутствовал почти в каждом доме. Однако со временем он стал овощем простонародья, патриции считали его употребление неприличным. Римский полководец Ксенофонт ввел лук в ежедневный рацион леги­онеров как средство, восстанавливающее силу и энергию воинов, делающее их бесстрашными. Древ­неримский врач Клавдий Гален 200.. .130 гг. до нашей эры) в своих знаменитых травниках, которые неоднократно переводили на арабский, персидский и древнеевропейский языки, называл чеснок все-спасающим средством для бедняков и рекомендовал лечить им астму, кашель, пищевые отравления, зубную боль и пр.
С глубокой древности (первое тысячелетие до нашей эры) лук выращивали в Индии, куда, по мнению швейцарского ботаника "Декандоля, его завезли арии при расселении на Индостане. Индийцам было хорошо известно благотворное влияние лука на организм человека. Он упоминается в древнем медицинском трактате «Чарвака-Самшита». Однако в пищу лук не употребляли из-за резкого запаха, а использовали только как лекарство. В Северо-Западной Индии как лечебное растение был известен чеснок, произрастающий там в диком виде.
В Древнем Китае и Японии выращивали в основном местные виды лука. В первой китайской книге о лечебных травах, написанной около 2600 г. до нашей эры, упоминался лук душистый. Известный врач Ли Шичжень 1596...1522 гг. до нашей эры) дал подробную характеристику более 1500 лекарствам из растений, в том числе из листовых луков. Однако флора Восточной Азии до начала восемнадцатого века практически не была известна европейцам.
В средние века луки возделывали уже во всех европейских странах и государствах Западной и Средней Азии. Луковицы репчатого лука и чеснока носили в качестве амулетов и верили, что они защищают от болезней, скверны, поражения в бою, отгоняют злых духов. Луковый талисман был у английского короля Ричарда Львиное Сердце.
Знахари и ведуны использовали луки для лечения и наведения порчи, а черемша служила одним из компонентов зелья, при помощи которого ведьмы становились невидимыми и обретали спо­собность к полету. Способы выращивания лука, описанные в Византийской сельскохозяйственной энциклопедии — «Геопоника», относятся к десятому веку.
Врач, философ и поэт народов Средней Азии и Ирана Ибн Сина (Авиценна), живший в 980... 1037 гг., в знаменитом труде «Канон врачебной науки» писал: «...Лук особо помогает от вреда плохой воды; если в нее очистки, можно уничтожить запах». Авиценна указал также, что луковый сок полезен при загрязненных ранах, болезнях горла, а смазывать глаза луковым соком с медом полезно от бельма. Чеснок в Средней Азии применяли как противоядие при укусах змей и насекомых, а также для предупреждения и лечения самых разных болезней.
Современник Ибн Сины просветитель Востока Беруни в книге «Фармакогнозия в медицине», ценнейшем памятнике средневековой науки, описал более тысячи лекарственных средств растительного происхождения, около 750 видов растений, среди которых были и лук репчатый, чеснок, луки анзуры. От «Канона» Ибн Сины труд Беруни отличается тем, что содержит сведения не только о свойствах и действиях лекарственных средств, но и их описание. Автор уделял большое внимание установлению ареала лекарственных растений, от­мечая местонахождение того или иного вида.
На Руси, по мнению ряда исследователей, лук появился с берегов Дуная, где первоначально жили русские славяне, торговавшие с болгарами и византийскими греками. Нередко предметом торговли становились овощи. В 12...13 веках окрепли связи древнерусского государства — Киевской Руси — с юж­ными и западными славянами, Византией, Западной Европой, народами Кавказа и Средней Азии, откуда завозились новые формы луков, распространившиеся по всей Руси. Путешественники обязательно брали в дорогу лук и чеснок как обеззараживающие и лечебные средства.
Чеснок считался одним из лучших средств против чумы, при его помощи в одном из городов старой Руси удалось приостановить эпидемию. Сохранилась запись архиепископа Самуила о Ростове Великом (1777 г.), что жители сего города избавляются от всех своих бед луком да чесноком и лекарств никаких никоща не требуют. Целебные свойства луков отражены во многих пословицах и поговорках: «лук от семи недуг», «кто поест лук, того Бог избавит от вечных мук», «лук да баня все правят» и др.
В позднем средневековье появилась наука о приготовлении пищи и первые поваренные книги. Луки и чеснок служили компонентами многих изысканных блюд. Рецепты лукового супа и чесночного соуса придумали французы, национальным блюдом англичан стала тушеная с чесноком баранина, немцы в большом количестве клали чеснок в колбасы. Практически во всех странах Западной и Восточной Европы производство лука достигло промышленных масштабов.
Возникли центры культуры лука, по географи­ческим названиям которых именовали первые сорта
— Варшавский, Штутгартский, Эрфуртский, Дэнвер-ский, Ростовский, Черниговский и др. Особого расцвета культура лука достигла в Испании, где были созданы знаменитые полуострые сорта испан­ского лука, которые и сейчас превосходят все известные сорта репчатого лука по размеру луковиц и урожайности.
В 18...20-м веках история возделывания лука
— это уже история сельскохозяйственного производ­ства и селекции новых сортов, а также изучения биохимического состава культурных луков. Однако и до сих пор в труднодоступных районах Земли открывают новые их виды.



По этой теме читайте на сайте :

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.