ГлавнаяТворчествоЛепные работыФормовка мягких моделей, вылепленных из глины

Формовка — это способ, посредством которого любое скульптурное изображение, вылепленное из пластических масс, можно воспроизвести в другом, более крепком мате­риале, например: из глиняного — гипсе, цементе, мастике и т. д.
Рассмотрим процесс перевода глиняного рельефа в гипсо­вый при черновой гипсовой форме в расколотку.

Модели рельефного орнамента из глины лепят на ровном деревянном щите (рис. 10) с гипсовым или гли­няным фоном — «грунтом». Щит устанавливают на мольберте (рис. 11) или укрепляют к стене при работе на стройке. Формовать модель удоб­нее всего, положив ее на верстак (рис. 12). Смазывают деревянные части щита или гипсового грунта специальной смазкой (см. рецепт), а лепку слегка опрыскивают водой с помощью щетинной кисти. Заме­шав гипс на подкрашенной охрой воде, быстро, лопаткой или ладонью руки, наносят на модель первый слой цветного гипса (окатку) толщи­ной 5—6 мм. ­
 

  
    
Рис. 9. Мутовка для замеши вания гипсового раствора
    
 Неопытному формовщику рекомендуется окатку делать щетинной кистью, опрыскивая модель несколько раз, чтобы получить Деревянные щиты. А—для глиняного и Б—гипсового грунта указанную выше толщину гипсового цветного слоя.
На затвердевшую окатку кладут заранее приготовленную и намоченную водой деревянную арматуру и поверх ее накла­дывают второй толстый слой гипса. Толщина второго слоя гипса зависит от размера формуемой модели; например, для модели 600 х 700 мм толщина равна 25 мм, с соответственным увеличением или уменьшением при других размерах модели.


Закончив накладывание второго слоя формы и загладив его поверхность ладонью, смоченной водой, края щита очищают от гипса, натекающего на них во время формовки. После окон­чательного затвердевания гипса, форма слегка смачивается водой, и деревянным острым клином, введен­ным в соединение между щитом и формой, последнюю отделяют от щита. Чаще всего бывает так, что от формы отделяется только щит, вся глина рельефа остается в форме. В таком случае глиняный орнамент формы удаляется частями при помощи стэка с металлическим кольцом. Освободив форму от глины, ее промывают водой из спринцовки для полного удаления всех мелких остатков глины. После этого форма готова для отливки точной копии формуемого орнамент­ного рельефа. Следует избегать про-зводить промывку формы щетинной кистью: при трении ею по сырой и еще мягкой форме тонкие детали орнамента стираются, и отливка получается нечеткой, затертой.


Формовка моделей больших раз­меров, вылепленных на щите или месте их назначения, т. е. непосред­ственно на стене, производится в вертикальном положении, таким же способом, как формовка в горизонтальном положе­нии на верстаке, с той лишь разницей, что большие размеры модели не позволяют заформовать ее в одну форму. Для этого орнамент разделяют на несколько частей тонкими пластинками из жести, вдавленными на ребро в глину рельефа, согласно намеченным линиям раздела (рис. 13); на площадь, огорожен­ную пластинками, наносятся гипсовые растворы (окатки и основной формы) на каждую часть модели в отдельности. Таким образом, форма будет состоять из нескольких частей, Удобных для снятия с места формовки и отливки из них копий.
 



По этой теме читайте на сайте :

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.