ФИЛИГРАНЬ
    
    
    
    
Взгляните на прекрасные филигранные изделия работы грузинского художника М. М. Цалкаламанидзе. Разнообразие и неповторимость форм, тонкий художественный вкус, изящество — все это придает им очарова­ние, которое никого не оставит равнодушным.

Искусство филиграни еще в древние времена достигло необычайных высот. Например, в ленинградском Эрмитаже хранится так называемая феодосийская серьга, часть которой выполнена мельчайшей зернью. Не­вооруженному глазу представляется просто матовая поверхность, но если глянуть на нее в лупу, окажется, что она выложена крохотными шари­ками, и не просто рядками один к одному, а пирамидками по пять ша­риков в каждой. Шарики припаяны друг к другу, причем не заметно никаких наплывов припоя.

Из поколения в поколение передавалось мастерство филиграни и до­жило до наших дней. Правда, некоторые секреты, к сожалению, были утеряны, в том числе и искусство микроскопической зерни. Кто знает, может быть, кому-нибудь из вас удастся восстановить утерянное?

Работают филигранщики и с серебром, и с мельхиором, но пусть начинающих художников это не пугает. Есть прекрасный и доступный материал для филиграни — обыкновенная медь. В основном нужны мед­ные пластинки толщиной от 0,5 до 1 мм и медная проволока диамет­ром до 1 мм. Можно использовать тонкий одножильный провод, но его нужно хорошенько очистить от изоляции.

Инструмент — ручная дрель, напильники, кусачки, пинцет, плоско­губцы, круглогубцы, ножовка, тисочки, небольшой молоток. И еще не­обходима горелка — лучше всего использовать зуботехнический паяльный аппарат, но если не достанете, прочтите описание самодельной го релки в статье о микролитье.

Реактивы — десятипроцентный раствор серной кислоты, такой же раствор азотной кислоты, бура, сера, поташ.
Припой — марки ПСР-37, ПСР-40 или ПСР-45. В самом крайнем слу­чае можно воспользоваться обычным припоем.
Рабочее место должно быть оборудовано вытяжной вентиляцией, по­этому заниматься филигранью дома не следует. Лучше всего это делать в школьном кружке, в Доме пионеров, на станции юных техников.

Начинайте с несложных вещей. Прежде чем приступить к работе, набросайте на бумаге эскиз будущего изделия — для примера мы приво­дим фотографию простого узора в прямоугольной рамке. Затем подберите или вырежьте ножовкой подходящую пластинку. С помощью дрели скру­тите в две нити медную проволоку. Делается это так: кусок проволоки согните вдвое, образовавшуюся петлю накиньте на какой-нибудь вбитый гвоздь, а концы зажмите в патроне дрели. Дрель вращается, и прово­лока скручивается в ровную и плотную спираль. После скручивания отожгите проволоку, чтобы она стала мягкой: накалите докрасна и опу­стите в холодную воду.

Из скрученной проволоки выгните по эскизу все детали изделия, обезжирьте, опустив в десятипроцентный раствор азотной кислоты, за­тем просушите и приклей­те к пластинке нитро-клеем.
Теперь приготовьте со­став для пайки. Из при­поя драчевым напильни­ком настрогайте опилок и тщательно смешайте их с бурой в такой примерно пропорции: одна весовая часть опилок на пять ча­стей буры. Посыпьте пла­стинку с приклееными де­талями тонким слоем при­готовленного состава. На­чните подогревать пла­стинку горелкой сначала
снизу, при этом сразу вы­горит нитроклей, слой припоя сперва вспучится, потом снова осядет. Только когда пластин­ка разогреется докрасна, мож­но будет греть и сверху. Дер­жите наготове пинцет, и если какая-нибудь деталь сдвинется с места, поправьте ее.
    
  


Орнамент для начинающих.
Когда изделие остынет, посмотрите, что получилось. Если оно заплыло, значит, припоя было слишком много. А если детали плохо припаялись — наоборот, мало.

После пайки изделие нужно отбелить, то есть очистить от остатков буры и окалины в десятипроцентном растворе серной кислоты. Отбели­вание идет гораздо интенсивнее в подогретом растворе.

Тщательно промойте изделие водой и приступайте к чернению. В ме­таллической посуде расплавьте 10 г серы, не давая ей загореться. В рас­плавленную серу засыпьте столько же поташа и залейте все это стака­ном воды. Доведите раствор до кипения и опустите в него изделие. Когда оно почернеет, выньте и промойте водой.

Теперь остается отполировать выступающие части пастой ГОИ, нане­сенной на суконку, а фон оставить черным — и изделие готово.
Постепенно переходите от простого рисунка к более сложному, нач­ните использовать в узоре маленькие шарики, выплавленные из прово­локи, ищите новые художественные формы и элементы орнамента.
 



По этой теме читайте на сайте :