ГлавнаяХолодное оружиеФехтовальные кинжалы, Европа, XVI—XVII вв.

В XVI в. в Европе существенно выросло качество из­готовления холодного оружия. Оно стало более прочным и легким. Этот факт, а также постепенный отказ от за­щитного вооружения позволил значительно обогатить арсенал фехтовальных приемов.
С облегчением веса меча и постепенным превращени­ем его в шпагу, а впоследствии в рапиру появилась воз­можность использовать в качестве оружия для второй руки фехтовальный кинжал, или, как его еще называют, дагу. Поскольку парировать кинжалом колющий удар гораздо проще, чем рубящий, то кинжал стал выполнять защитные функции, которые раньше выполнял щит.
    


    
398. Кинжал, Италия, начало XVII в.
399. Кинжал, Италия, середина XVI в.
400. Кинжал, Испания, конец XVI в.
401. Кинжал — «ломатель клинков», Испания, конец XVI в.
402. 403. Кинжал с разбрасывающимися клинками, Италия, 1-я по­ловина XVII в.
На рис. 402 — в сложенном состоянии, на рис. 403 — в разложенном виде
    
    

Существовало большое количество разновидностей фехтовальных кинжалов. Первые образцы были анало­гичны по строению средневековому квилону. Постепенно конструкция фехтовальных кинжалов все более усложня­лась. Со временем клинок даги удлинился, став исклю­чительно колющим, у его основания могли располагаться ловушки-шпаголомы для вражеского клинка. Эфес даги дополнился треугольным защитным щитком, крестовина стала длиннее .

Отдельного упоминания заслуживают фехтовальные кинжалы, снабженные различными приспособлениями для захвата вражеской шпаги, наподобие испанского «ло-мателя клинков». Клинок таких кинжалов имеет глубокие прорези, образующие ряд зубьев. На их концах закрепле­ны подвижные зубцы меньшего размера, не дающие шпа­ге противника при попаданиии в прорезь выскочить из нее . Существовали также кинжалы с двумя или тремя разбрасывающимися в разные
стороны под воздействием пружины клинками.
Во время схватки на шпагах и кинжалах кинжал всегда держали прямым хватом, острием к большо­му пальцу.
    
   


    
404. Фехтовальный кинжал («кинжал для ле­вой руки», «дага», «майн гауче»), Испа­ния, начало XVII в.
    
   

Дуэль на шпагах и кинжалах, Европа, XVII в.
Дуэль произошла, по всей видимости, от средневекового судебного поединка, который появился у германских племен еще в дохристианскую эпоху. Если других способов выяснить истину не оставалось, то с помощью судебного поединка решались многие спорные вопросы. Победитель в поединке считался правым перед богами и людьми.
В XVI—XVII вв. популярность поединков в Европе необы­чайно возросла. Особенно часто дуэли происходили среди дворян. Достаточно было любого, самого незначительного повода для ссоры со смертельным исходом.

Существовали неписаные правила дуэльного кодекса: вы­зов на дуэль в письменном виде, встреча в оговоренном ме­сте, выбор оружия вызванной стороной, обязательное при­сутствие на дуэли секундантов. На деле эти формальные правила соблюдались далеко не всегда. Зачастую дуэлянты шли на заведомо бесчестные поступки ради победы. Самым распространенным способом махинаций было поддевание доспехов под одежду. Иногда враждующие стороны просто приводили с собой на дуэль вместо оговоренных двух-трех секундантов большой вооруженный отряд, и тогда дуэль
превращалась в избиение малочисленной стороны. Часто секунданты в ходе поединка решали также скрестить шпаги.

Поединок далеко не всегда оканчивался смертью одного из участников. Концом дуэли могло стать ранение или добро­вольная капитуляция, с последующими извинениями одного из дуэлянтов.
Широчайшая популярность дуэлей привела к появлению в Европе нового типа наемников — бретеров. Бретерами назывались мастера фехтования, за плату готовые вызвать на дуэль и устранить любого неугодного человека. Неписа­ный кодекс чести не позволял вызванному отказаться от дуэли, а повод для вызова мог оказаться любым. Так, почти официально, «по законам чести», можно было избавиться фактически от любого недоброжелателя.

В XV—XVI вв. испанская школа фехтования занимала ли­дирующее место в Европе. Боевая стойка представителей этой школы выглядела так: левая нога впереди, шпага в пра­вой руке, кинжал или плащ — в левой. Левая рука использо­валась преимущественно для отражения ударов. Стиль этот получил название «эспада и дага».
В середине XVI в. центром европейского фехтовального искусства становится Италия. В итальянской фехтоваль­ной школе кинжалу отводилась более активная атакующая роль.

В конце XVII в. широкое распространение получила французская манера боя, не предусматривавшая использо­вание оружия для свободной руки, что привело к постепен­ному исчезновению фехтовальных кинжалов. Вперед фран­цузы выставляли правую ногу, что давало возможность атаковать и обороняться одной шпагой. Однако свободную левую руку зачастую использовали для защиты и обезору­живания.
Попытки европейских монархов бороться с дуэлями не приводили к успеху. Дуэли на холодном оружии широко прак­тиковались вплоть до XIX в., когда в моду стали входить дуэли на огнестрельном оружии — пистолетах.
 



По этой теме читайте на сайте :

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.