ГлавнаяДамская комнатаРоспись ткани - БатикДополнительные эффекты в росписи тканей

Роспись по ткани можно обога­тить дополнительными эффекта­ми. Один из таких эффектов роспись по-сырому (см. роспись шарфов и тканей в технике холод­ного батика), когда красители, плавно перетекая один в другой, создают неповторимые оттенки. Ткань или ее участок смачивают водой, после чего начинают рос­пись кистью или тампоном, легко касаясь поверхности. Работу сле­дует закончить до высыхания тка­ни, иначе могут образоваться за­теки с грубым контуром.

Проводя по одному месту красителями раз­ных цветов и тампонами разной ширины или смешивая красители прямо на ткани, вы получите очень интересные оттенки цвета. Особен­но аккуратными надо быть при росписи фона или больших плос­костей узора, где работать надо быстро и уверенно.


Одна из разновидностей рабо­ты по сырой ткани присыпка сухими красителями (см. вклад­ку, фото 46). Натянутую на раму ткань смачиваю! и в нужных мес­тах из пакетика с анилиновым кра­сителем аккуратно легким посту­киванием высыпают немного порошка. Как только частицы по­рошка коснутся влажной поверх­ности ткани, на ней появится узор из цветных точек, от которых в сторону потянутся разводы, напо­минающие хвосты кометы. Части­цы краски устремятся вслед за дви­жением воды в сторону от сырого к сухому. Нельзя только допус­тить, чтобы краситель уперся в край сырого участка, иначе по краю образуется некрасивое пят­но с темным контуром. Таким об­разом можно расписать ткань для одежды и интерьера, нужный мо­тив росписи, например салют или цветок. Чем меньше порошка и чем тоньше он нанесен, тем интереснее узор.

Поэкспериментируйте с тканью различной степени влажности. Если ткань смочена очень сильно, краситель может просто растечься пятном. На почти сухой ткани кра­ситель образует цветные точки. При желании совместите оба варианта. Если в середину посыпанного кра­сителем участка добавить каплю воды, краситель устремится от цен­тра к краям, усиливая эффект са­люта. Используйте присыпку сухи­ми красителями для создания фона при росписи панно или открыток или в качестве замены первого крашения в горячем батике. Если задумано присыпать какой-то фрагмент, а не всю роспись, зак­ройте остальные сс участки бума­гой или вырежьте трафарет. При закреплении с помощью пара кра­ситель на ткани лишь немного рас­плывется, что будет практически незаметно. Если эффект присыпки используется для горячего батика, ткань перед покрытием ее воском надо просушить. После покрытия воском краситель присыпки при запаривании расплываться не бу­дет.

Очень интересный эффект получастся с помощью поваренной соли. Благодаря гигроскопичес­ким свойствам кристаллы соли притягивают влагу, а вместе с ней и краситель. Благодаря этому ткань становится светлее, красите­ли смещаются, а сложные красите­ли (например, фиолетовый = синий + красный; зеленый - синий + жел­тый) нередко раскладываются на составляющие. Солью посыпают влажную роспись. Это можно сде­лать произвольно: посыпать часть росписи (например, половину лис­тика для аппликации) или акку­ратно разложить кристаллы в не­обходимом порядке. Или вокруг кристаллов соли аккуратно нане­сти кистью воду, но не слишком много, чтобы соль не раствори­лась, образуя бесформенные пят­на. Эффект этого приема зависит от величины кристаллов. Крупные кристаллы дают четкое смещение цвета относительно крупными мазками, мелкие создают оригиналь­ный рисунок, оживляющий и украг шающий роспись.

В этой технике можно целиком расписать шарф, на который нано­сят цветные полосы или пятна и присыпают в некоторых местах со­лью разной зернистости, корректи­руя узор добавлением к кристал­лам воды. На месте скопления кристаллов образуются темные пятнышки, так как здесь наиболь­шая концентрация красителя. Пос­ле высыхания уберите излишки соли. Очень хороша солевая тех­ника для детской аппликации при росписи различных зверушек, т.к. придаст их «шерсти» видимость пушистости.

Обычная мочевина (удобрение для огорода) также может придать росписи оригинальный эффект. Гранулы мочевины, разложенные пинцетом на влажной расписанной ткани, образуют белые горошины, т.к. мочевина съедает краситель. В зависимости от степени влажнос­ти ткани пятнышко будет иметь или относительно четкий контур и небольшой размер, или расплыв­чатые края и большую площадь. Эта техника также требует пред­варительного экспериментирова­ния с влажностью ткани и количе­ством мочевины. Излишки мочеви­ны после достижения задуманного эффекта снимите ватой, иначе на ткани образуется некрасивое ма­товое пятно (см. вкладку, фото 39).


Свободная роспись по ткани -это тоже дополнительный эффект. Она отличается от классического горячего и холодного батика тем, что больше похожа на живопись, чем на батик. На загрунтованной солью ткани (см. главу 3) красите­лем свободно, как на бумаге, со­здают композицию. Благодаря соли краситель меньше расплыва­ется и сохраняет форму мазка (см. вкладку, фото 48).


Особенно эффектно выглядит техника сухой кистью. Щетинной кистью наносят мазок, стараясь, чтобы он как бы состоял из мно­жества узких мазков, как если бы каждая щетинка кисти оставила свой собственный след. При этом красителя на кисть надо набирать меньше, чем просто для росписи, а лучше всего применять загустки, о которых говорится в главе «Инст­рументы и материалы». Не реко­мендуем, однако, расписывать в такой технике все полотно. По­мните, что батик имеет несколько иные, чем живопись, задачи.

Существует еще один ориги­нальный прием, позволяющий со­здать пейзаж, рисунок ветвей или деревьев, совершенно при этом не рисуя. Ветви при этом будут выг­лядеть обнаженными, поэтому луч­ше создать пейзаж в осенних или зимних тонах. Если вы хотите изобразить ночь, попробуйте сде­лать ночные светила с помощью гранул мочевины. Основные эле­менты пейзажа небо, холмы, дальний лес, реку и т.д. — распи­шите по-сырому или в технике сво­бодной росписи. После высыхания загрунтуйте ткань горючим жела­тином (тонким слоем) из пульвери­затора. Раствор обязательно дол­жен быть горячим, иначе желатин застынет. Делают раствор следу­ющим образом. На один литр воды берут 2 - - 3 г желатина, оставля­ют набухать, а потом нагревают до полного растворения (не кипятя!).

Таким же образом грунтуется ткань для свободной росписи. Если ваш пейзаж расписан в сво­бодной технике по солевому или желатиновому грунту, вторично грунтовать необязательно. Для создания деревьев или ветвей вам понадобятся темная краска (или тушь) и соломинка для коктейля. Каплю темной краски осторожно нанесите кончиком кисти на мес­то «корня» дерева  и сильно дуньте на пес через соломинку. Краска растечет­ся по ткани тонкой струйкой с мно­гочисленными ответвлениями, на­поминающими мелкие ветки дере­вьев или кустов. Нанесите следу­ющую каплю в место ответвления толстой ветки и так далее, пока не сформируете крону. Если у вас не пейзаж, а просто ветки для роспи­си платка или ткани на платье, к ветвям добавьте листья, расписав их в технике холодного батика.

Иногда в росписи необходимо расставить акценты или прорисо­вать некоторые мелкие элементы, например тычинки цветов. Сделай­те это с помощью сухих красите­лей (пигментов), разведя их сикка­тивом. Сиккатив быстро сохнет, поэтому надо работать быстро. Можно использовать масляную краску, обезжиренную на газете и разведенную бензином.

При росписи декоративных пан­но используются рельефные краски и присыпки к ним. Если присы­пок нет, используйте металличес­кий порошок, пигменты, космети­ческие блестки. Работают этими красками по сухой ткани. Из пер­гамента, кальки или компрессной бумаги плотно и аккуратно скру­чивают небольшую воронку-фун­тик. В нее выдавливают небольшое количество краски из тюбика, пос­ле чего воронку крепко закрыва­ют или заклеивают, осторожно срезают кончик. От величины от­верстия зависит толщина линий узора. Осторожно надавливая на воронку с краской, ее ведут вдоль линий рисунка, создавая узор. Ли­нии по желанию присыпают при­сыпкой. Таким образом создается, например, эффект золотого шитья. Работа с такими красками возмож­на только в станковых произведе­ниях, так как краска не очень прочно держится на ткани. Сейчас выпускаются специальные блестя­щие краски в тюбиках-апликато-рах, закрепляющиеся с помощью утюга.
 



По этой теме читайте на сайте :