ЧЕКАНКА
    
    
Ковкость металла, его способность к растяжению хорошо использовали древние художники, создав особый вид художественной обработки ме­талла — чеканку. Русские мастера тоже взяли на вооружение технику чеканки и выработали множество неповторимых вещей.
Сейчас чеканка широко используется в оформительских архитектур­ных работах, при изготовлении рельефов, скульптуры. Яркие примеры использования чеканки в современном декоративном искусстве — скульп­турная группа «Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной, рельефы грузин­ских художников, изделия мастеров Прибалтики.
Если вы решили заняться чеканкой, знайте, что очень важна правиль­ная организация рабочего места. Свет должен идти слева от одного источника. Необходим прочный стол или верстак, позволяющий свободно разместить инструмент, тиски, плиту для правки изделий. Сиденье — круглый табурет, лучше с подъемным винтом.
Из оборудования необходимы: сосуд для варки смолы, ванны для травления и очистки пластин, паяльная лампа для отжига металла.
Основные инструменты чеканщика — набор чеканов, стальной и де­ревянный молотки.
Чекан представляет собой круглый стальной прут (сталь инструмен­тальная Х7, У10) длиной 120—150 мм и диаметром от 2 до 20 мм. Че­каны имеют различный «бой» (рабочую поверхность) в зависимости от назначения. У канфарника конец похож на тупую иглу — им наносят пунктиром контур рисунка на металл. Пуречник имеет «бой» в виде шарика и применяется для выколачивания полукруглых выемок. Плос­ким широким концом лощадника выравнивают поверхность.
    
   


Кубок.
Серебро позолоченное. Нюренберг, 1550—1650 гг.
    
Ваза.
Серебро. Вена, 1825 г.
    
       
    
. Расходник, имеющий форму долота с заоваленным острием, предназначается для выявления контуров рисунка. Трубочка имеет «бой» со сферической выемкой на конце и чеканит полушария. Остальные чеканы могут-иметь самые различные формы «боя» в зависимости от наносимых рисунков: штрихов, клеток, точек, звездочек.
Изготовляют чекан так: откованную заготовку опиливают, наконеч­нику придают нужную форму, затем рабочую часть закаливают.
Стальной молоток имеет круглую или квадратную ударную часть, а верхний конец в виде шарика.
Деревянный молоток — киянку — делают из твердых пород дерева. Применяют киянку для загибки краев и правки металла.
Из металлов для чеканки наиболее удобны медь, латунь, алюминий. Толщина листа — от 0,4 до 1 мм в зависимости от вида работы и высоты рельефа.
    
Если задуманный вами рельеф невысок, можно во время работы под­ложить под лист металла плоский брезентовый мешочек с песком, свин­цовую или резиновую пластину, войлок.
Если же рельеф более выпуклый, придется подложить под металл особую смолу. Это смесь, сплавленная из одной трети вара и двух тре­тей мельчайшей земляной пыли или кирпичной муки. Для эластичности можно прибавить немного воска (5 процентов к общей массе) и столько же канифоли.
Смолу залейте в ящик с невысокими бортиками, сколоченный из достаточно толстых досок. Ящик должен соответствовать площади и глу­бине предполагаемого рельефа.
Пластина металла, приготовленная для чеканки, должна быть ровной, предварительно отожженной, очищенной от окалины в десятипроцентном растворе серной кислоты, промытой водой и просушенной.
Слегка подогрев, положите пластину на разогретую смолу и плотно прижмите, следя, чтобы под пластиной не оставалось пузырьков воздуха, иначе эти места при ударах чеканом будут прорываться.
Покройте пластину акварельными или гуашевыми белилами, потом через копирку переведите на металл рисунок.
    
 
Так держат чекан и молоток

Так держат чекан и молоток


    
Набор чеканов. Так держат чекан и молоток.
    
    
Закрепите рисунок прозрачным лаком. Чеканом-канфарником нанесите пунктир по контуру рисунка — чем мельче рисунок, тем острее берется канфарник. В мел­ком рисунке пунктир частый и мелкий, в крупном — редкий и более глубокий. По пунктиру чеканом-расходником обведите контур, четко читающийся с обратной стороны. Теперь можно поднимать рельеф, то есть понижать фон осадочными чеканами.
Однако только очень простой рельеф можно вычеканить с одной сто­роны. Работа посложнее требует чеканки и с лицевой, и с изнаночной поверхности. Иногда приходится несколько раз вновь возвращаться к об­ратной стороне работы — все зависит от сложности рельефа. Так что надо уметь правильно переворачивать пластину. Допустим, вы Уже выбили какой-то рисунок, и теперь вам надо перевернуть лист. Снимите пла­стину со смолы, предварительно слегка подогрев ее. После прочеканки пластина приобрела жесткость — «нагартовалась». Отожгите металл па­яльной лампой, а остатки сгоревшей смолы удалите мягкой металличе­ской щеткой. Легкоплавкий алюминий перед отжигом покройте полос­ками мыльного раствора. Как только полоски почернеют, отжиг можно считать законченным. Для полной очистки металла вновь воспользуй­тесь слабым раствором серной кислоты. Отбеленную таким образом пластину промойте водой и просушите.
Теперь вам вновь нужно плотно наложить пластину на смолу, но уже другой стороной. Залейте смолой выбитые вами углубления и только потом накладывайте лист на ящик со смолой — так вы избежите пустот под листом. При каждом переворачивании вся процедура повторяется.
Учтите, что между двумя циклами работы на смоляной подложке вы можете выполнить некоторые виды работ на свинцовой прокладке, листе толстой резины или стальной плите. Например, плоскости, тре­бующие выравнивания, простукиваются чеканами-лощадниками на сталь­ной плите, после чего пластина вновь отжигается, отбеливается и сажает­ся на смолу для продолжения чеканки.
Готовое изделие можно тонировать, то есть окрасить в тот или иной цвет. Как тонируется металл, рассказано в статье о гравировке.
 



По этой теме читайте на сайте :

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.