ГлавнаяТворчествоТворческая мастерскаяБасма Технология изготовления

БАСМА
    
    
В переводе с турецкого басма означает оттиск. Этот творческий прием прикладного искусства проник на Русь из Азии и еще до нашествия монголов распространился так широко, как ни в одной другой стране. Басма — это ручное тиснение на тонком листовом металле. Применялась эта техника в основном в тех районах, где из-за дефицита металла не могли развиваться литье и чеканка. Басма упрощала художественную обработку металла, изделия стали дешевле и доступнее. До нас дошли работы XII—XIII веков, выполненные в этой технике.

Басма не требует сложного оборудования, ею вполне можно занимать­ся в школьной мастерской. Багеты для картин, значки, сувениры — все это можно сделать, используя технику басмы.


Басма — прием вспомогательный, с его помощью только размножают художественные изделия, поэтому в первую очередь вам понадобится готовый оригинал, выполненный в технике литья, чеканки или травления. Названные виды художественной обработки металла описаны в этой же книжке, так что оригинал для размножения вы можете сделать и сами.

По рельефному узору оригинала отлейте цинковую матрицу. На ри­сунке показано, как это делается. Оберните оригинал полоской жести, чтобы она возвышалась бортиком над рельефом, и плотно обвяжите проволокой. Расплавьте цинк в ковшике на углях или на газе и залейте рельеф. Когда матрица остынет, устраните пороки литья: зачеканьте раковины, если они образовались, спилите заусенцы.

Теперь возьмите достаточно толстую свинцовую пластину и наложите на матрицу. Сверху положите стальную пластину и ударяйте по ней молотком. Свинец постепенно заполнит все углубления матрицы. Так вы получите пуансон.

   


    
    
Технология басмы.
    
    
Когда пуансон будет готов, возьмите кусок медной или латунной фольги и отожгите: нагрейте докрасна над газовой плитой и быстро погрузите в холодную воду. Толщина фольги — от 0,1 до 0,3 мм. Выре зая заготовку, прибавьте но краям запас — величина его будет зависеть от насыщенности орнамента и глубины рельефа.

Поместите фольгу между матрицей и пуансоном. Чтобы углубления в матрице точно совпа­дали с выпуклостями пуансона, желательно сделать направляющие: два штырька на резьбе по краям матрицы и два соответствующих отверстия в пуансоне. Ударяйте по пуансону молотком, но уже деревянным. Постепенно под ударами молотка пуансон вдавит лист в матрицу, и на фольге четко отпечатаются все подробности матрицы. Так вы получите копию, в точности повторяющую оригинал. Останется только отделать ее.

Для отделки вам придется приготовить так называемую серную пе­чень. Возьмите 1 часть серы и расплавьте4 в железной банке. В рас­плавленную серу всыпьте 2 части измельченного сухого поташа и поме­шивайте железным гвоздем, пока масса не приобретет серовато-корич­невый цвет. Шляпку гвоздя оберните изоляционной лентой, чтобы не жгло руки. Остывшую серную печень нужно хранить под плотно за­крытой крышкой, так как она гигроскопична.

Приготовьте раствор серной печени. Отколите кусочек и растворите в горячей воде из расчета 1—2 г на 100 г воды. Не выбрасывайте остав­шуюся серную печень, так как приготовленный раствор годен к употреб­лению не более суток и остаток пригодится для нового раствора.
Теперь вернемся к нашему изделию. Подержите его в пятнадцати­процентном растворе серной кислоты — лучше кипящем, — затем про­мойте в проточной воде и опустите в горячий раствор серной печени. Серная печень в зависимости от концентрации и температуры раствора придает изделию серые и коричневые цвета разных тонов.

Если хотите получить черные тона, приготовьте насыщенный раствор медного купороса. Профильтровав раствор, постепенно добавляйте в него нашатырный спирт, пока смесь не примет яркий, прозрачный синий цвет. Изделие погрузите в раствор на несколько минут, затем выньте и слегка подогревайте над электроплиткой, пока не получится черный цвет нуж­ного тона.
После химической обработки промойте изделие и просушите.

Выступающие части рельефа отполируйте пастой ГОИ, потом про­мойте все изделие теплой водой с детским мылом и, просушив, покройте бесцветным лаком — спиртовым или нитро.
Крупные изделия можно составлять из отдельно вытисненных дета­лей, которые крепятся клеем или латунными гвоздиками к деревянной подложке.

Напоминаем в заключение, что работать с кислотой и химикатами нужно в защитных очках, рукавицах и прорезиненном фартуке. Приго­товляя раствор кислоты, лейте кислоту в воду, а не наоборот.
    
 



По этой теме читайте на сайте :